Больше рецензий

18 февраля 2024 г. 18:20

59

5 Музыка - это о счастье.

Очень редко слушаю аудиокниги. Отвлекаюсь, не нравятся голоса и всё такое.
Но некоторое время назад ко мне в руки попала крайне интересная книга в аудио-формате.
Харуки Мураками, "Беседы о музыке с Сэйдзи Одзавой". И вот, свершилось. Книга дослушана. Делюсь впечатлениями.

Думаю, что про Мураками все слышали.
А вот кто такой Одзава, знают точно не все. Известнейший дирижер! Японец. Учился у фон Караяна и Бернстайна! Удивительно деятельный музыкант и интересный человек.
Собственно, в этих беседах сошлись двое: человек от музыки, умеющий её играть, чувствовать и доносить до человеческих сердец и писатель, по совместительству невероятный меломан с гигантской коллекцией записей.

Слушать их беседы - настоящее удовольствие. Как тонко и точно говорит Одзава о музыкальной изнанке, насколько честен перед собой и своим собеседником. И насколько он любит то, что делает. Живёт и дышит своим делом. Для меня Одзава вообще пример стойкости и преданности, человек, на которого в профессиональном плане хочется равняться. Пока слушала, думала, что хотела бы тоже так отдаваться любимому делу: вся без остатка, быть таким же знатоком своей сферы, наполняться знаниями, мыслями и ощущениями. Отдавать и передавать накопленный опыт.

Знаете, дирижировать лучшими оркестрами мира, да и вообще - оркестрами, - это не так просто. Вернее - совсем не просто. Все композиторы разные, у каждого какая-то своя идея, а у исполнителя - свое видение и зачастую амбиции. Но музыка она ведь для счастья. Как сделать из оркестра/ансамбля живой организм, единый, чуткий? С помощью дирижера, конечно. Он и мозг, и сердце и нервные окончания.

В беседах Мураками и Одзава частенько что-то слушают и обсуждают тонкости исполнения и восприятия. Одзава вспоминает молодость, учителей и всякие разные ситуации. Они много обсуждают композиторов, характер их музыки и особенности. И как-то сразу вспоминаешь, что тоже так умеешь, так же анализируешь, когда слушаешь. И соглашаешься с Одзавой, что пока не переслушаешь спокойно и отстраненно, не уловишь музыку, как слушатель.

Отдельное удовольствие получила от главы, в которой маэстро рассказывает о том, как проводит обучение совместно с коллегами молодых перспективных музыкантов. Мураками тоже делится впечатлениями, ибо был приглашен понаблюдать за процессом. И сколько здесь ценных мыслей об отношении к учениками, преподавателям и самому процессу! Начинаешь усиленно кивать мыслям о том, что очень и очень не зря Караян обучал Одзаву и вообще - видел в нём дирижера. Уважение, внимание, понимание и цель, которая значит больше, чем просто результат и никогда не сравнится с получением зарплаты.

Уже ближе к финалу меня ждали две занятные истории, от одной из которых хотелось улыбаться и потирать руки, а от другой - плакать.
Одна - про удивительное совпадение через музыку (когда название песни становится названием книги и играет в ней большую роль - тут речь не про Мураками..хех).
Вторая - про силу убеждения, про рвение к творчеству, про преодоление трудностей и вечное желание быть внутри музыки и иметь её внутри себя.

Чудесная книга. Просто чудесная.

Хотя есть сомнения, что она вызовет большой интерес у широкой аудитории. Но, может, оно и не нужно?)

И я всё равно рекомендую послушать/почитать хотя бы часть, если интересна музыка и её особая магия.

Источник