Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

18 февраля 2024 г. 10:41

625

5

Какой непривычный Стейнбек. Непривычный не в тематическом репертуаре, а скорее в тональности повествования. Внешний конфликт разворачивается на фоне традиционных для Стейнбека мотивов: социальное неравенство, власть денег, алчность, бедность. Но центральный конфликт все же происходит в душе главного героя.

Итан Аллен Хоули – отпрыск некогда богатого рода, пиратством и мореплаванием сколотившего свое состояние. Итан – добропорядочный американец среднего класса: владеет домом (последний бастион утраченного состояния), женат, двое детей, работает в бакалейном магазине. Итан неизменно приветлив, дружелюбен и радушен; люди в городе уважают его и относятся к нему с теплотой. И все-таки Итана подтачивает внутренний дисбаланс: ему вроде бы и комфортно жить в своем нынешнем статусе, но в мире одержимых деньгами и богатством Итан предстает неким средневековым рыцарем, для которого честь важнее материального состояния. Вот только его зажимают со всех сторон: жена Мэри внутренне негодует их бедностью и опасается за будущее детей, банкир Бейкер настойчиво пытается втянуть Итана в денежные махинации, хозяин магазина Марулло пытается учить Итана, как вести бизнес. Да и вообще, даже повседневные разговоры крутятся вокруг денег. Деньги делают деньги. Но чтобы запустить этот процесс, Итану придется поступиться своим "я". И однажды он сдается: с яростью и азартом приступает к планированию идеального преступления – закладывает Марулло, предает свою дружбу с Дэнни, подготовляет все для ограбления банка. Пугающе, насколько хорошо у него это выходит. Смешливый, очаровательный, герой-романтик, герой-мечтатель, он оказывается способен на холодную жестокость, циничный расчет и беспощадную эффективность.

Нравственный конфликт достигает апогея к финалу. У Итана все получилось, и даже сложилось более удачно, чем он мог спрогнозировать. Но желание наживы, успеха и карьеры стали причиной его нравственного падения, развращения личности. К финалу в своих собственных глазах Итан теряет статус человека. Добивает его конфликт с сыном, решившим обогатиться нечестным путем, и дочерью, которая и донесла на брата. Всю эту ситуацию Итан воспринимает как личную вину, что и подталкивает к самоубийству. В последние секунды Итан находит спасение в мысли о том, что пусть он поступился собой, он еще может попытаться сохранить человеческое в Эллен, дочери, с которой чувствует наибольшую связь. Но роман обрывается открытым финалом, и читатель вынужден гадать, сумел ли Итан выжить.

Я читала с огромным удовольствием. Лиричность первой половины романа, остросюжетность второй, сгущенная внутренняя напряженность мира и состояний персонажей, интертекстуальность всего повествования – от книги было невозможно оторваться. Предельная реалистичность удивительно переплетается с провидческим миром снов, буквально рыцарской эстетикой. Это и роман карьеры, и социальная драма, и роман препарирования внутреннего мира души отдельно взятой личности. Трагедия человека, поступившегося своей сущностью, приобрётшего значительный материальный капитал, но нравственно разрушившего себя до основания. Прекрасно.


Комментарии


Вы с такой нежностью о романе пишете..
Тут Стейнбек и правда, иной.
Как вы хорошо о рыцарской нотке в романе..

Спасибо за рецензию!


Спасибо вам за комментарий и радостно, что считывается настроение))

Как вы хорошо о рыцарской нотке в романе.

Если память мне со времен вуза не изменяет, Стейнбек больше всего был очарован образом Ланселота. И вот Итан Аллен Хоули – это точно этакий современный Ланселот, параллелей в тексте много.