Больше рецензий

16 февраля 2024 г. 14:26

77

5 "Зверь" берет власть над душой

Человеческая душа – понятие многогранное. Можно по разному взглянуть на этот феномен жизни. Что вмещает в себя душа? Вопрос в рациональных терминах, на мой взгляд, не разрешимый. Можно с уверенностью сказать, что душа точно содержит в себе зверя, как слепого слугу инстинктам, и мораль. В каком отношении находятся эти два понятия во многом определяет поведение человека. Если мораль берет полную власть над зверем, то человеку открывается путь к величию души! В романе «Человек-зверь» Эмиль Золя показывает обратную историю, когда зверь вырывается наружу и мораль не в силах удержать разъяренное чудовище.
Все начинается с довольно благопристойного утра, когда молодая пара молодоженов Рубо готовится позавтракать. В эту солнечную идиллию врывается страшная весть о том, что супруга Северина имела раннюю принудительную интимную связь с влиятельным человеком Гранмареном, благодаря которому чета Рубо имеет благопристойное положение в обществе. Безудержная звериная ярость супруга Рубо обрушивается на бедную Северину. Зверь появляется во всей своей «красе»! Далее запускается цепь чудовищных событий, наполненных эгоистическими желаниями, убийствами и страстью. Все последующие события предстают перед читателем одним большим зверем, который был порожден животным желанием старого богача интимной близости с молодой Севериной. Текст рассказывает не о том, как в различных людях просыпается зверь, а о том, как одно разбуженное животное овладевает всеми героями трагедии. При этом нельзя сказать, что мораль и рассудок пропадают. Нет! Зверь использует их как мантию, дабы укрыться от правосудия. Мораль и рациональность являются не наказующим мечом, и не уздой, призванной удержать разъяренного зверя, а щитом, за которым этот зверь укрывается и остаётся на свободе. Эмиль Золя показывает, что зверь – не тупое существо, которое не взирая на преграды, ломится к наслаждению, подобно испуганному в лесу лосю! Мотивы этой твари определяются вожделением, но в достижении и подтверждении своих целей зверь действует рационально и даже в некоторой степени морально! Постепенно все герои романа попадают в лапы «зверя» и даже, казалось бы, Северина, поневоле втянутая в грех, предается соблазну вполне по-зверски убрать препятствие, стоящее, как ей кажется, на пути к её счастью.
Обстановка романа очень символична. Вся драма разворачивается на фоне железной дороги. Паровозы, рельсы, постоянные множественные описания нюансов работы на железной дороге погружает читателя в мир равнодушных машин и механической мощи, не имеющей своей воли, души. У всего большого механизма есть задача, которую надо достичь. О моральной составляющей этой задачи или методов достижения цели нет никакого представления. Роман погружает читателя в атмосферу постоянного стука железнодорожных колес, который напоминает учащенное сердцебиение перед неминуемым страшным событием!
Не могу не отметить прекрасный язык романа, отличающийся тонким умением подчеркнуть все детали ситуации, характера героя, и это заслуга Эмиля Золи! Однако, стоит отметить и труд переводчика Якова Залмановича Лесюка, который добросовестно передал на русском языке атмосферу разворачивающейся драмы.
Роман Эмиля Золя «Человек-зверь» - это довольно тяжелое чтение! Глубоко залезть в понимание сущности мерзких глубин зверя – это надо иметь большую смелость. В романе нет положительных героев. Все персонажи так или иначе захвачены жаждой власти, денег или эгоистическим желанием. В итоге «зверь» настолько становится безумен, что уничтожает всех, над кем имел власть! Кому-то роман будет лишним назиданием, кому-то откровением, а кому-то покажется скучным или страшным. Для меня в таких страшных глубинах, возможно, уже нечеловеческого существа путеводной звездой остаются слова Николая Васильевича Гоголя «…с тех же пор, как стал я побольше всматриваться в мерзости, я просветлел духом…».

Читай больше, остальное не поможет!