Больше рецензий

15 февраля 2024 г. 15:13

91

4 "В общем, алкоголь позволяет Коле избегать всего того, что требует от него перестать быть ребенком и стать взрослым..."

Проблема алкоголизма в нашей стране, наверное, старше самой этой страны, но до сих пор ей уделяется крайне мало внимания, о ней замалчивают, масштабы алкоголизма и его влияния на общество в целом и отдельных ее ячеек и индивидов значительно преуменьшают, и в принципе менталитет наш таков, что алкоголизм и болезнью-то не принято считать. Более того, укоренилось и прочно живет понятие выпивания как некой традиции, прелюдии или сопровождения любого события в жизни, без разницы, со знаком минус или плюс. Вариантом нормы в народе скорее считается активный выпивон, нежели убежденный трезвенник, такой вызывает внутреннюю настороженность и подозрение в странности и отчужденности от "людей" и склонить его на свою сторону считается первостепенной задачей на любом праздновании. Также алкоголизм, сам будучи пороком, является удобным оправдательным инструментом любого порока же и действия, да и поводом сердечно пожалеть и принять участие в судьбе непременно "хорошего человека".

Именно в эту ловушку - пожалеть и принять участие - попадает колоссальное число женщин любого возраста, уровня интеллектуального развития, социального положения. У ловушки есть и свое название - созависимость, простыми словами и применительно к алкогольной теме - это психологическая зависимость, сильная привязанность, вплоть до полного растворения, к человеку, больному алкоголизмом. И выход из этого нездорового состояния не менее тяжел и требует серьезных усилий и даже помощи специалиста, как и собственно алкогольная зависимость.

Алкогольной зависимости и, в большей мере, созависимости посвящена книга Валентины Москаленко.

Главная ценность этой книги в том, что она одинаково полезна и нужна как специалистам, работающим с подобными пациентами, так и самим пациентам, тем, кто попал в алко- или соз- беду. Она дает необходимую теоретическую базу для понимания и принятия алкоголизма и созависимости как болезней, их истоков и практических методов борьбы. Нет, прочитав эту книгу, вы не бросите бухать, а вот пересмотреть свое поведение в отношении алкоголика, которому вы вот уже, возможно, не один десяток лет всеми силами стараетесь помочь (а на самом деле - нет) закрыть бездонную черную дыру, в которую он льет водявку, вам несомненно придется. Поскольку отрезвление созависимому жизненно необходимо даже больше, нежели самому алкоголику (он-то хоть изредка, в перерывах между запоями, погружается в состояние некоего прояснения, а созависимый-то нет, он продолжает самозабвенно класть жизнь на карту, которая заведомо бита, и верить в свой выигрыш). Так что основной функцией, которую блестяще выполняет эта книга, является функция отрезвления того, кто находится рядом с алкашом.

Теперь о том, что мне не понравилось.

В первую очередь, как мне кажется, книга, выдержав уже большое количество переизданий, требует некоторого, так скажем, "эпохального" обновления. Человеку середины двухтысячных годов читать послания из журнала "Работница" тридцатилетней давности, откровенно скажем, не интересно. Да, проблема в корне с тех пор не особо-то изменилась, но контекст другой, и хочется читать о реальных современных женщинах и сопоставлять их переживания и рассуждения со своими, а та советская подписчица "Работницы", жена тракториста-алкушника из сельской местности, нынешней женщине уже не близка, несмотря на сходную проблему. Отсюда и отсутствие ощущения коллективного переживания и проживания.

Во-вторых, меня ужасно раздражает, когда в недостаточно теоретически подкрепленных и/или сложных моментах, вспоминают о всевышнем и затыкают им эти дыры. Извините, но это демонстрирует беспомощность в вопросе. Лично я люблю получать конкретные ответы на конкретные вопросы, я не хочу, чтобы в неудобных для автора случаях меня отправляли за ответом к богу. Честнее сказать: "Я не знаю" или "Науке это еще неизвестно работаем над вопросом/ пока недостаточно знаний" и прочее. Да, с помощью религии пытаются лечить алкоголизм, перезомбировать больного, но чрезмерная навязчивость этого метода меня отталкивает. У Москаленко, конечно, все-таки мало отсылок к богу, в сравнении с Савиной, которую я так и не осилила по этой причине, но тем не менее в интересные моменты, когда думаешь, что вот оно, истина рядом, она посылает к отцу небесному.

В-третьих, это медитации, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная". Честно, теряюсь в догадках, на кого это рассчитано. Разве что на тех далеких читательниц "Работницы" из прошлого века, наряду с этими мантрами можно с тем же успехом посоветовать приложить подорожник к больному сердцу.

И, наконец, в-четвертых, у меня вызывает сомнение возможность реализации одного из основополагающих методов выздоровления (обоих) - отсутствие обслуживания алкоголика и его алкоголизма. Да, в нем есть рациональное зерно (зачем алкоголику напрягаться, когда его созависимым для него созданы все условия для приятного времяпрепровождения и жизни в целом в том состоянии, в котором он находится, его все устраивает), но как это работает в реальной жизни, кроме случаев физического дистанцирования от алкаша, я не понимаю и в книге объяснения этому не дано, кроме высказанных надежд, что алкаш сам на отходосе все сделает (ага-ага, конечно, в мире розовых пони, если только). В случае, если алкаш - это сын, живущий отдельно, то матери попросту не надо прибегать к запойному сыну стирать его носки и давать деньги на опохмел, спасая несчастную дитятку, и на ее жизни такой метод никак не скажется, разве что только благоприятным образом. А вот что делать, если алкаш - муж, живущий под боком? Выперли его, допустим, с работы за запойные прогулы, ок, он страдает (через бухло, как водится), вы вся такая решительная даете себе зарок не обслуживать его алкоголизм, раз не работает, пусть сам добывает себе пропитание, готовите себе и детям отдельно...и что? Чахните днем и ночью над холодильником, как Кощей над златом, чтоб алк не ел вашу еду, а почувствовал голод, который непременно поставит его на путь выздоровления? Или пришел он с пьянки, наблевал посреди кухни, отправился спать. Вы все в той же решимости...не будете убирать за ним, мол, пусть сам с утра встает и убирает, а вы с ребенком через блевоту будете до того святого момента просветления перескакивать? Так если он уже блюет и справляет нужду под себя, вряд ли вы этого дождетесь, поскольку совесть и иные человеческие качества там уже давно погибли смертью храбрых под действием этилового спирта и устоявшихся привычек. Скорее всего он встанет поутру и отправится к собутыльникам на опохмел, максимум - добавив к вчерашней луже. Совершенно нежизнеспособный совет. Если бы он работал, мы бы не видели этих абсолютно опущенных в одиночестве алкашей под елками за местной кафешкой, они бы давно преобразились без своего обслуживающего персонала, но нет, они стремительно катятся вниз в отсутствие удерживающего хоть немного на плаву (и помогающего сохранять подобие человеческого вида) пинка их верного созависимого товарища.

Наверное, книга все-таки призвана давать какую-то опять же надежду, что при правильных действиях созависимого у алкаша есть шанс захотеть бросить пить, пересмотреть свою жизнь, хотя перспективы туманны и вероятность благоприятного исхода крайне мала, и автор не уговаривает всеми силами бороться с пьянством близкого человека и неоднократно подчеркивает недопустимость поведения алкоголика и возможность счастливо жить без него.

Благодарность за списки для моей любознательной души выражаю Violetsnusm

Комментарии


<3


И это все?))) Я ждала твой комментарий вообще-то)))


А чего ты ждала? Мы вроде все твои возражения уже обговорили, нет?))) Ничего нового ещё не изобрели с тех времён)))


Мне не ясно, согласна ты с рецензией или нет))))