Больше рецензий

14 февраля 2024 г. 20:48

195

5

В. Шекспир "Король Лир".
Пьеса остаётся важной во все времена. Вечная тема- "отцы и дети"- касается каждого. Родители и дети, власть и возможность от неё отречься, предательство и дружба, истинная любовь и почитание, лесть...,-Шекспир безмерен в темах каждой из пьес.
Лир... Для меня он отец, правитель.
На порыве ли чувств он осудил Корделию? Не знаю. Но жизнь подтвердила истину: правда ранее или позже даст о себе знать. Вокруг Лира, как любого правителя, льстецы и преданные, те, кто жаждут власти или добряки... Такова жизнь. Верно трактуют литературоведы, что это "пьеса-перевёртыш", так как Лир, утратив всё, "прозрел". В истинном свете увидел всех: двух дочерей, которые не ценят отца, ставя свои интересы выше, слабость перед ними их мужей, свиту-льстецов и предателей, лицезрел жизнь нищенскую, побывав в шкуре таких людей. Лишь преданный Шут произносил истину Лиру, от которой тот поначалу отстранялся.
Корделия не стала прикрываться лживостью. Для каждого родителя её слова были бы раной. Услышать из уст дочери, что не любовь, а долг правят ею в отношении тебя-боль. "Я вас люблю, как долг велит. Не больше и не меньше" и дальше она произносит: "Если б вас одного любила, то замуж бы не вышла". Корделия прямолинейна, не резка в ответе, не умеет льстить и лгать. Я, как дочь, понимаю: любят родителей, есть любовь, но есть и долг перед ними как теми, кто дал жизнь. В отношении родных чувства любви, долга и благодарности слиты.
Регана и Гонерилья, будто змеи, теряют кожу после получения наследства. Ради покоя и привычной обстановки отца не готовы жертвовать ничем. Обе не позволяют взять ему 100 своих слуг, одна лишь 50, а вторая-25. В этом полное уничижение, забвение того, что перед ними Король, их отец. "Я так вам отомщу, злодейки-ведьмы",- в ужасе говорит Лир.
Это понимание любви Корделией осветило множество иных. Только французский Король в данной ситуации соглашается взять её в супруги без приданного. Такую, какая она есть: отвергнутую отцом.
Семейная проблема Лира в руках Шекспира стала общемировой.
Одна из передач канала "Культура" заставила меня обратится к статье Чарльза Диккенса о постановке "Короля Лира" на сцене Ковенгарденского театра. Диккенс метко отмечает удивительную роль Шута: "Его находчивые, язвительные и умные шутки, его несокрушимая преданность, его необыкновенная чуткость, его скрывающий отчаяние смех, безмолвие его печали, сопоставленных с наличием сурового страдания Лира, с безмерностью горя Лира, с грозным ужасом безумия Лира, заключают в себе благороднейший замысел, на какой только способны ум и сердце человека". Диккенс с радостью отметил, что три вечера подряд публика "благоговейно внимала" спектаклю, как страдала вместе с Шутом и Лиром.
Правда в устах Шута жестока для Лира, но от неё не деться. Шут беззащитен перед королём. Он не боится говорить истину, так как, по сути, он может потерять лишь свою Жизнь...
Современные исследователи говорят не просто о сходстве Шута и Корделии, а о том, что это один человек.
Все постановки, что видела, великолепны. В каждой можно выделить то, что стало дорого, пронзительно.
Хейфеца помнят, любят сильнейше. Он поставил пьесу, где текст автора звучит пронзительнейше. Минимум декораций и глубочайшая игра актёров в "Короле Лире". Впервые увидела в театральной постановке Евгению Глушенко. Восторг...Молодая, нежная, сдержанная Корделия спокойно говорит отцу правду, в которую верит. В этой же пьесе Шута играл легендарный Виктор Павлов. Да... А была ли у него ещё такая пронзительная роль? Он мудр, рассудителен. Слушая его, понимаешь, что он-больше, чем Лир, по философскому осмыслению мира. В этом Шекспир напоминает нам, что во все времена придворные Шуты внешне были нерасторопны, звенели бубенчиками, смешили, но именно они блистали умом.
После этой версии я подумала, что в роли Лира вижу Смоктуновского...
Театральная версия "Сатирикона" глубока в игре каждого. Райкин создал своего Лира. Его реплики дочерям наполнены болью за их нелюбовь к нему. Сердце обливается кровью в конце пьесы, когда Лир Райкина "прозревает". Трибунцев великолепен в роли Кента. По возрасту, думала, он должен быть старше, но Тимофей гениален, в его устах текст Шекспира запоминаем: "А вам желаю, чтоб делами правду слов красивых доказали".
По-моему, вариация пьесы с Энтони Хопкинсом в главной роли очень сильная. Да, действия перенесены в наши дни, у Лира не просто в подчинении слуги, а воины. Много крови, драк, оружия в экранизации, но я, не любящая эти картины, тут поняла, насколько они попадают в точку сегодняшних дней. Лишь при просмотре услышала великие слова Кента, добровольно оставшегося с Лиром: -Кто ты?- Король к нему.-Человек,-Кент.-Чем занимаешься? -Быть самим собой.
На мой взгляд, все актёры в фильме на своем месте.
Пьеса для меня настолько глубока, что разобраться во всех её вопросах даже сейчас, в возрасте за 40, не могу... Впереди, уверена, перечитаю не раз.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Комментарии


Помню смотрела в Сатириконе этот спектакль, очень он был экспрессивный. Но мне Лир как человек не понравился, скорее избалованный властью самодур) Так что отношение к нему дочерей,на мой взгляд, именно такое, как он сам воспитал в них, ведь вряд ли там была любовь в семье.


о как здорово сказали, Галина-"самодур". я вообще не задумывалась над этим, когда читала, а после вашего слова задумалась. ведь, действительно, все коронованные0, избалованы властью и не только, наверное. но в момент прочтения не было и мысли: читая, сочувствовала Лиру. но, отмечу, книги перечитываю, фильмы, передачи пересматриваю со временем по желанию и жажде, так что возможно, переменю мнение. поделюсь. с уважением.