Больше рецензий

DownJ

Эксперт

АнтиЭксперт Лайвлиба

14 февраля 2024 г. 19:08

175

4

Русская классика прекрасна и беспощадна, она очаровывает и бьет в незащищенные участки души, или нудит и душнит о необходимости эту самую душу спасать, за редким исключением русская классика дарит чистое наслаждение, я сейчас об отдельных составляющих таких, как: язык, или сюжет, или герои, или описания, а о произведении в целом. Для меня, к сожалению не сильно вовлеченной в классику (за что хочется сказать спасибо школьной литературе, умеющей привить предвзятость к классикам) и не много ее читающей, пожалуй, только Пушкин является тем чистым удовольствием. Но вот стечение обстоятельств, найденная в библиотеке книга китайского автора середины 20 века Ба Цзинь - Семья, в предисловии которой его (китайского автора) называют китайским Тургеневым, подвигло напомнить себе, а что же там Тургенев? Вешние воды в предисловии названы одной из книг, которые вдохновляли Ба Цзиня.

Часто вешние воды и в сборниках идет вместе с другой повестью Первая любовь под общим заглавием, да и вообще вроде бы как о красоте первой любви. А фраза вешние воды уже в начале не прозрачно намекает на скоротечность молодости и счастливой любви. Так ли это? На мой взгляд, нужно рассматривать эту повесть в контексте происходящего с самим автором. О первой любви пишет уже не молодой мужчина 54 лет, наверное, не слишком счастливый в личной жизни, возможно, возвращающийся в молодые годы свои, как и его лирический герой. Повесть автобиографична, и автор сам писал об этом в письмах, не дословно, но Дмитрий Санин - это и есть молодой Иван Тургенев. Возможно, он думал, а что, если бы... Что, если бы 22 летний Санин, безумно влюбившись в красавицу Джемму не поддался бы на соблазн Полозовой? Какой тогда была бы его жизнь? Хотя, положа руку на сердце, признаюсь, что у меня возникла другая мысль "А что, если бы он остался с Джеммой?" Мне кажется, ничего хорошего не случилось бы. Слишком уж зыбко было представление Санина о том, как он будет жить. Это его чувство вспыхнув в момент, не имея под собой никакой твердой основы. Джемма из семьи, которая сейчас еще держится, но еще немного и они уже не смогут поддерживать свой привычный уровень жизни, а Санин и в России не очень источив, зарубежном он вообще как перекати-поле. Это понятно даже из эпизода, когда он думает, где же найти секунданта. Возможно лирический герой, а вместе с ним и Тургенев не только о первой любви и глупом своем поступке вспоминают, но и о молодости, когда еще кажется, что все двери перед тобой открыты. Не Джемма, так было еще что-то, о чем можно было бы сожалеть.

Героя своего Тургенев не щадит, Санин молод и, как мне кажется, глуп, но не туп, а житейски глуп и наивен. Он вроде бы благороден (защитил девушку, ввязался в дуэль), но это, кажется, не его жизненная позиция, а воспитание. И защищает Джемму, и участвует в дуэли он как-то без осознания своих действий. В письмах критикам Тургенев признается, что переписывал повесть три раза и в первом варианте он давал Санину возможность сбежать от соблазнительницы, был бы одинок, но не потерял лица, не стал рабом Полозовой. В финальной версии Санин приколот как жучок на иголочку и только лапками шевелит, он просто жалок и противен. Браво автору, от героя до букашки протащил своего героя всего за 100 страниц, прокатив читателя на эмоциональной карусели: от восхищения через презрение до жалости, оставив в конце чуточку надежды.