Больше рецензий

nevajnokto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2014 г. 11:17

125

5

Герман Гессе родился на юге Германии, в маленьком городке Кальве. Он расположен в Швабии - области, где прочно укоренились патриархальные законы, выработавшие иммунитет против политических, социальных и прочих метаморфоз, происходящих в стране. Швабия подарила миру не только Гессе, но и Шеллинга, Гегеля, Кеплера - философов и ученых, имена которых - это отдельная страница Истории Мира.
Говорят, Швабия создала особый тип людей: дерзкие, упрямые, самоуглубленные затворники и своеобразные чудаки, которые тяжело идут на контакт, больше замыкаются и созерцают, чем и достигают совершенства, формируясь, как Личность.
Гессе из той же породы. И если сюда добавить влияние среды, в которой он рос, то можно понять/увидеть исток, откуда берут начало его гениальные творения. Это и пиетизм (мистическое движение, смешавшее в себе развитие навыков самоанализа и прозрения, штрихи народного еретичества и противостояние лютеранской ортодоксии - одним словом, искатели истины), который пышно цвел в 18-м веке в Швабии, и, непосредственно, родители Гессе - люди, выбравшие путь миссионеров-проповедников и поехавшие в Индию с понятной целью. Но они не смогли долго вынести тяжесть жизни и снова вернулись в Германию, но так и остались верными своим принципам, делу, призванию - на расстоянии. Гессе, хоть и разочаровался в их убеждениях, но чувствовал настоящее восхищение их преданностью этим идеям.
Ну и отрочество, проведенное в семинарии, расположенном в стенах готического аббатства Маульбронн, тоже оставило свой след в памяти Гессе, который позже отразился на его творчестве, а именно в романе "Нарцисс и Гольдмунд".

Дальше...

Стержень романа, его смысл - это осознание своего Я, поиск своего пути и верность своим идеалам.
Мальчик Гольдмунд, отданный в монастырь на воспитание, находит там друга - мудрого учителя Нарцисса, который оказывает огромное влияние на его формирование в духовном плане. Нарцисс пробуждает в нем не только творческое начало, но и образ забытой матери, и кроме того, убеждает Гольдмунда сбежать из монастыря и посвятить себя Поиску.

Жизнь Гольдмунда заключена в странствиях, в наслаждениях и душевных страданиях. В каждой женщине, прошедшей через его судьбу, он ищет один единственный образ - почти стертую из памяти, мать. Но этот образ постепенно совершенствуется в сознании Гольдмунда, перерождаясь в образ единосущной Богоматери. На него снисходит озарение, и он понимает Цель своей жизни. Будучи прекрасным скульптором, Гольдмунд хочет изваять "две книги жизни", и он их создает.
Скульптура Иоанна Богослова, срисованная с Нарцисса, но с более женственными чертами, и скульптура Девы Марии, в которую он вдыхает всепрощающую, примиряющую, но в то же время, непостижимую Любовь.

Путь Гольмунда - это тонко натянутая, вибрирующая струна, по которой он идет закрыв глаза. Его путь озарен внутренним светом. Он проходит через боль, смерть, утехи - через саму Жизнь, и в конце добирается до черты, где сливаются в извечном танце Свет и Тьма, Свет и Тень, Радость и Печаль. Он вплотную приближается к Тайне, познание которой возможно только через Смерть.

"Сиддхартха", пожалуй, мое самое любимое творение у Гессе. Эта повесть такая умиротворенная, ровная, гармоничная - она как один огромный, всезатмевающий звук ОМ (или аум), слушая который душа отделяется от тела и возносится над миром, оставляя все грязное и гадкое там, внизу, в извергающемся вулкане под названием Земля. Устремляясь ввысь, душа воспевает самое себя в долгом нескончаемом волшебном ОМ. Это экстаз, или полное освобождение от оков, или счастье, или познание истины, а точнее - все это вместе.

Если обратить внимание на структуру повести, можно заметить, что первая часть состоит из четырех глав, и это соотвествует Четырем Благородным Истинам Буддизма - страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания. Вторая же часть состоит из восьми глав, что соответствует Восьмеричному Пути, указанному Буддой, суть - моральная дисциплина, равновесие и полное освобождение от суеты.

Сиддхартха - это имя Будды, согласно легендам, и Гессе воссоздал в своей повести двойника Будды, который посвящает свою жизнь поиску Истины. Он задает вопросы, на которые не получает удовлетворяющих ответов, и решает искать их сам, без наводок, не через устоявшиеся идеалы, принятые за норму. Даже, встретившись с самим Буддой, Сиддхартха, несмотря на все свое восхищение его духовным обликом, не хочет принимать буддизм, как готовую догму. Он продолжает искать. Его ждет много разочарований: неудовлетворенность самим собой, людское несовершенство и пороки, порождающие страшные грехи, грохот и нескончаемый гул Мира - все это Сиддхартха стремится узреть под иным ракурсом, принять и воссоздать абсолютную гармонию в душе и в сознании.
В итоге цель достигнута. Сиддхартха находит уединение в тихом уголке, он стоит у реки и созерцает Природу под священный ОМ и благоговеет перед Бытием - истинным шедевром Творца:

Смотреть сквозь мир, истолковывать мир, презирать мир - пусть занимаются этим великие мудрецы. Я же ищу одного: иметь силу любить мир, не презирать его, не питать ненависти ни к нему, ни к себе, но смотреть и на него, и на себя, и на все сущее с любовью, с восхищением, с благоговением.

Ушла суета, ушло беспокойство и тревожность... Есть цельность, есть экстаз, достигнута нирвана - путь к освобождению от страданий...

В рамках Долгой Прогулки.

Комментарии


Зари, очень интересная рецензия! Спасибо:) Я у Гессе только "Сиддхартху" читала. Это ОМ чистой воды:)


Ина, спасибо, что прочитала! :)
Небольшое, но такое гениальное произведение, согласна с тобой!


Мне только предстоит его "Игра в бисер", а вот до остальных, это уже потом)


Желаю удачи, Аня! Надеюсь, и в тебе отзовется)


Классная рецензия! ) Я до Гессе пока не дошла. читала , когда еще во время учебы в университете и не прониклась, есть в планах, когда - нибудь)))


Спасибо!
Сиддхартху очень советую! ))


Вот ее и возьму для начала )) А читала " Игру в Бисер" , ну в 20 лет, оно могло и не пойти , наверно)))


Я тоже "ИвБ" читала, но нужно многократное чтение, чтобы понять произведение, хотя бы, отчасти)) Имею ввиду себя, Оксан!


Дык, и меня тоже ))) , я сама понимаю, что тут на кривой кобыле не подъедешь)) , надо несколько раз в воду войти))


:)))
Кстати, можешь даже с Нарцисса начать. Думаю, он окажется тебе более близок по духу, чем Сиддхартха.


Хорошо, так и сделаю)) Спасибо)


У меня прям страх перед такой литературой после Тошноты Сартра.


Купила на днях "Слова" Сартра аж 1966 года издания. Тонкая, как мизинец, но все равно открывать пока не решаюсь.


От Тошноты мне было плохо, так там все давит. Слова стоят, так и не осмелилась их взять (
Может, ты осмелишься и поделишься? :)


Обязательно! Чуть попозже))


ого, зато такой раритет)


Обожаю старые издания! Я еще и "Ярмарку тщеславия" 1960-го года и Фейхтвангера "Лисы в винограднике" 1959-го откопала. Сижу радуюсь, как маленькая)))


Где ты их находишь? В Букинистике?


Есть знакомые, или просто случайные люди, которые распродают свои дом. библиотеки. У них можно найти прекрасные жемчужины, иногда вообще бриллианты))


Ага, поняла)


вот еще купила книгу, о которой даже не слышала)) Она относительно новая (75-й год), но все же. Обложка классная и формат, и шрифт, и оформление. А запах вообще!)))


Вот я тоже о таком романе не знаю даже )) Здорово!