Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 10:32

152

4 Торжество закона

Возвращение к истории Эвменид я откладывала довольно долго, причём сложно даже сформулировать, почему: первые два тома меня глубоко впечатлили, и была надежда на то, что дальше тоже будет очень хорошо. Что ж; когда руки до "Эллегии смерти" у меня всё-таки дошли, разочарованной я не осталась.

Сюжет стартует с того момента, что Эвмениды уже сидят в тюрьме, никак особо не отсвечивая, и тут в камеру внезапно добавляется новый заключённый, осуждённый на пожизненное. Всё по классике: он не виноват, его подставили, всё было по-другому; за счёт жалостливой истории и почти удачной попытки самоубийства новичок Хан прибивается к Ду, и дальше долго, тщательно и с многочисленными грязными подробностями автор рассказывает, как несладко сидеть в китайской тюрьме. Но поскольку личности там все сплошь очень духовно богатые, сочувствовать им не получается, сидят и сидят, как могут.
Могут с фантазией.
То пытают друг друга, то убивают, то строят коварные планы побега, и так по кругу, в общем, времени даром не теряют.
Этому посвящена примерно треть всего романа, и в какой-то момент в постоянном обществе уголовников я начала откровенно утомляться. Особенно потому, что, когда речь шла не про тюрьму, автор бросался в объятия мафии, которая делает всё то же самое, только в другой локации. Убийства, пытки, шантаж, взрывы, передел рынка и влияния, а ещё бесконечные потрясания павлиньими хвостами друг перед другом, чтобы показать, кто тут главный. Стоит отдать должное всем персонажам, конечно, на выдумку они горазды. Посреди всего этого шапито было несколько абсолютно отмороженных сцен вроде убийства в пожаре, устроенного с помощью аквариума, кормёжки рыбы человеческими глазами или зарезанной на мясо собаки, чтобы впечатлить оппонента.
Иногда остаётся только моргать с видом "интересно вы там живёте, богато на события". Именно рейтинг у книги прямо взрослый, причём каким-то невероятным образом это преступное безумие радостно соседствует с тонко-духовными описаниями музыки и нежных чувств. И даже друг с другом не конфликтует, выглядя совершенно органично.

Но нормальных людей иногда прямо сильно не хватало: Ло Фей со своими женщинами (слепой скрипачкой и профессором психологии) настолько едва заметен, что просто не может в достаточной мере оттенить весь этот цирк уродов. Команда его и вовсе упоминается только на двух страницах.

Именно расследования как такового в романе теперь, увы, нет: жанр сильно сдвинулся в сторону триллера. Большой упор сделан на отношения между персонажами, их взаимную неприязнь и попытки получить выгоду разными способами, а ещё каждый пытается манипулировать всеми остальными, и до определённого момента каждый же считает, что уж ему-то удалось. За счёт именно вот этой подковёрной возни, которая затрагивает максимально разные уровни, от тюремной иерархии до высоких полицейских чинов, мир книги сильно расширился, стал восприниматься менее камерным и более настоящим, что ли. Люди везде люди, и везде они, на кого бы не работали, не лишены своих проблем в голове.

Довольно чёрно-белая мораль из первых томов здесь внезапно посерела, потому что не знаю, какова была основная задумка, но у меня не получалось сочувствовать ни одной из мафиозных сторон, потому что там везде одни состоявшиеся твари, которые и на антигероев-то не тянут.

Появилось несколько романтических линий, но они очень осторожные, едва подсвеченные и максимально, кхм, целомудренные, за что им большое спасибо. В них по славной традиции чувствуется какая-то лёгкая театральность с явно выраженными жестами, взмахами ресниц и смущёнными улыбками, я эту особенность неоднократно подмечала и в других произведениях китайских авторов, но лично мне это не мешает. Правда, вот романтическую линию Эвменид я вообще не особо осмыслила, это то ли какое-то "сердцу не прикажешь", то ли "я люблю сложности", ничего непонятно, ни зачем, ни почему, ни для чего, началось ниоткуда, закончилось нигде.
И только тихий разумный Ло Фей всех понял и все тайны честно сохранил, хотя особо как будто никому ничего и не должен.

При всём этом книгу нельзя назвать скучной, она очень динамична, событий безумное количество, и некоторые из них вызывают вопросов больше, чем способно уместиться в голове. Ещё автор обожает приём, когда за десять страниц всё, что знал и придумал себе читатель, три раза успевает поменяться и оказаться не тем, чем думаешь, в результате чего под одной обложкой плотно упакованы пяток предательств, полсотни актов терроризма, взаимное уничтожение, пытки, парочка чудесных спасений, торжество справедливости и падение обратно на дно разочарования. В чём "Элегия" великолепна, так это в эмоциональных качелях.

Что меня прямо порадовало, так это финал. Несмотря на некоторый пафос, которым образ Ло Фея вообще в целом хорошо так пропитан, его итоговая речь, где он знатненько поприкладывал чиновников, прикрывающих друг друга, и провозгласил декларируемое верховенство закона, по сути, поставив всех участников в ситуацию, когда им остаётся только смириться с тем, что служебное расследование будет обязано провестись (репортёры-то всё засняли), была хороша. Ну и в целом, так-то автор через него продвигает неплохую базу для философских рассуждений: если допускать самосуд, то чем это станет отличаться от преступности, чем убивающий ради мести кардинально отличается от того, кого он убивает, и в какой момент вроде бы праведный мотив подменяет собой образ жизни. Ло Фей настойчиво отстаивает идею, что это дело закона - наказание, и если кто-то ушёл от него, то закону нужно лучше работать, а не социально поощрять мстителей-одиночек, и мне эта позиция, в принципе, близка.

Роман читается легко, потому что автор постоянно подтягивает читательский интерес каким-то новым внезапным фокусом, но иногда поток странностей становится настолько велик, что я переставала понимать, что это было. Перевод хороший, воспринимается приятно. Частично книгу слушала, чтец Игорь Князев - боженька, как всегда.

Но, честно говоря, последний том про Эвменид мне всё равно понравился по итогу меньше остальных: здесь оказалось слишком много социальной прозы и слишком мало полицейского расследования. Капитан Ло Фэй почти не участвует, Эвмениды под личностью Ду Минцяня первые две трети притворяется в основном бревном, которое хочет пролежать все пять лет заключения, чтобы никто его не трогал, а большая часть происходящего сосредоточена на криминальных разборках между мафией, законспирированной полицией и случайными прохожими, которым не повезло.

(Очень ещё имена сложно запоминать, конечно, для меня это прям бич азиатской литературы. Единственный, кто мне дался с первого раза - собака-поводырь Нюню, а так я даже капитана Фея с середины второго тома только выучила. Когда же в имени больше пяти букв, всё, уносите. Но это личные проблемы; просто с увеличением числа героев они прямо обострились. До того, что уже подумывала над идеей в блокнотик повыписывать, кто где кем кому приходится. Тяженько.)

Насколько я понимаю, история именно Эвменид закончена, потому что продолжать с ним что-то достаточно сложно (интересно, кстати, а что по итогу случилось со скрипачкой? как там про закон и справедливость для всех?), но, если будут переводить дальнейшие книги про Ло Фея, я, наверное, и их тоже почитаю, потому что мне нравится и то, как написано, и то, как ведёт себя основной персонаж. Ло Фей именно тот типаж героев, которым я особенно симпатизирую.
Да и антураж китайских реалий всё ещё является для меня такой экзотикой, что приятно разнообразил огромную кипу прочитанных скандинавских детективов, которые давно и плотно надоели.