Больше рецензий

12 февраля 2024 г. 23:13

354

4 Торжество порока

В романах де Сада зло и грех, как правило, представляют люди из высшего сословия: судьи, министры, аристократы. Сладострастники, наделённые самыми разнузданными и извращёнными желаниями; исполненные исключительно похотью и презрением (чтобы не сказать ненавистью) по отношению к женщинам и детям.
Конфликт (или идея, или идея, на которой получился конфликт, или конфликт, на котором зародилась идея) строится на противопоставлении религии и гедонизма. Философская схоластика с одной стороны и богословские софизмы с другой. Вечное торжество порока над никчёмной добродетелью.
Люди якобы философского склада ума потешаются над теми, кто утешается жалкими химерами (то есть Богом). Первые ссылаются на праматерь, то есть природу: мол, она не вложила бы в нас качества, которые могли бы ей навредить, а вторые оперируют эфемерными понятиями, например: душа и вознаграждение после смерти.
И всё это происходит неизменно в сопровождении бесконечных сношений: сначала оргия, затем полемика. Иногда наоборот, иногда и то и другое. Для человека незнакомого с творчеством (или автобиографией, если вы поняли) будет невыносимо или крайне неприятно читать подобное.