Больше рецензий

goramyshz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2024 г. 00:18

371

5 Закон против справедливости

Если бы помещик Троекуров не был так подкован юридически, ссора его с помещиком Дубровским могла привести к концовке из Барышни-крестьянки . Но эти знания и власть вложили в его руки оружие, воспользовавшись которым он довел до смерти своего старого друга и навсегда испортил жизнь его сыну. Как обычно между сильными духом людьми вспыхивают конфликты, переходящие в противостояния не на жизнь, а на смерть? Из какого-то пустякового спора. И не злодей вроде этот Троекуров, а сделанного не воротишь. Теперь не идеальная пара для любимой дочери Дубровский младший, а атаман разбойников. И дочери сердце разбил...
А вот как же законно добиться несправедливого, выгодного для себя, решения в вопросах землевладения, описано Александром Сергеевичем подробнейшим образом. Он наивно полагал, что вскрыв эту проблему обратит на неё внимание власти. Но любой закон как дышло. С этим и бороться-то как против ветряной мельницы воевать.
Дубровские, отец и сын, оба невольники чести, пали к тому же и жертвами бюрократической машины.

Комментарии


Троекуров не злодей? Полно, уважаемый Константин, сам Пушкин характеризует Кирилла Петровича как своенравного самодура, способного на любое злодеяние:

"Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку (так называлась деревня его соседа), разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковые подвиги были ему не в диковину..." Из данного отрывка явствует, что подобные нападения для Троекурова и его дворни являются обыденностью. Ну как же не злодей Кирилла Петрович?

Кстати у Пушкина по поводу безнаказанности Троекурова есть прекрасные строки:

"— Суета сует, — сказал священник, — и Кириллу Петровичу отпоют вечную память, всё как ныне и Андрею Гавриловичу, разве похороны будут побогаче да гостей созовут побольше, а Богу не всё ли равно! Тем самым Пушкин свидетельствует о том, что рано или поздно, но Троекуров ответит за все свои грехи...

Как добиться законно несправедливого решения (законно ли? ужели подкуп судей Шабашкиным не является нарушением закона?) :

"Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы".

Но, прошу заметить очень интересную деталь. Шабашкин и все причастные к его афёре судебные сгорают заживо в запертом доме... Казалось бы - жесточайшее преступление, но у Пушкина это живой символ Геенны Огненной, которую за свои постыдные деяния заслужили Шабашкин и его компания. Уверовав в собственную безнаказанность они были посрамлены карой Божией, ибо, как явствует из Писания: "Смерть грешников люта"...


Вот вы подготовились, конечно) Сейчас буду парировать)
1)"Троекуров не злодей?". Давайте плясать от предоставленных цитат. Отрывок про гнев Троекурова говорит о том, что он имел необузданный гневливый характер, плюс большие возможности. Но гнев, как человеческая слабость, является смягчающим обстоятельством на мирском суде, наверное и на Божьем тоже, ведь человек в гневе себя не контролирует. Так что пока выходит что Троекуров гневливый, развращенный вседозволенностью, такой "браток" из девяностых, которые, кстати, многие и на строительство храмов давали, Троекуров тоже наверное мог бы. Священник изрек истину, которая тоже не записывает однозначно Троекурова в злодеи. Дальше уже будет у Пушкина неоднократно писаться о том, что он уже давно пожалел что так вышло с Дубровскими. Это, конечно, не записывает его в хорошие люди, но и прописным злодеем он тоже тут однозначно не выглядит. Наоборот, его нежная любовь к дочери показана и, как уже писал, сожаления о том что так вышло с этими Дубровскими.
2) "Как добиться законно несправедливого решения". Шабашкин-то судей, может подкупил, но им же надо было истолковать "вкривь и впрямь всевозможные указы", а может принять найденные Шабашкиным толкования, чтобы было всё в итоге-то по закону. В том-то и дело. И у Пушкина целая глава посвящена подробному описанию всех судебных фортелей, законных, из которых и последовало такое несправедливое, но законное решение суда.
3) "Шабашкин и все причастные к его афёре судебные сгорают заживо в запертом доме". Это, конечно, преступление. За него кузнец, верный Дубровским, ответит на Божьем суде. Мне кажется, Пушкин наоборот этот прискорбный факт, что Шабашкин и ко были сожжены, прикладывает как еще один виток в трагедии молодого Дубровского. Он благородный разбойник, но с камнем на душе, как говорят в уголовном мире, повязан кровью, а значит назад пути не имеет и выход у него только один - разбойничать пока его не поймают и казнят или сразу убьют при попытке поимки. Шабашкин обычный коррумпированный чиновничишко, никаких особо тяжких дел за ним нет, а малодушие и жестокосердие вообще никак не классифицируется с точки зрения мирского суда. Не тот грех, даже с точки зрения Божьего суда, на мой взгляд, чтобы прямо Геенной Огненной его палить. А уж его подчиненные вообще может и не повинны ни в чем. Работа, конечно, собачья, не способствующая развитию душевной доброты, но им-то ничего, даже тех же жестокосердия и малодушия, толком не предъявить. Их то за что? Нет, не Геенна это Огненная, а еще один виток трагедии Дубровского, как мне кажется.


Весьма доказательные суждения, уважаемый Константин, если бы не одно но...

К сожалению гнев, как человеческая слабость не является ни смягчающим обстоятельством на мирском суде, ни тем более на Божьем, потому как он в христианстве причислен к Семи смертным грехам:

Кстати, о том, что гнев является смертным грехом, в Нагорной проповеди сказал Сам Господь:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду"

Отсюда, гневливые Царства Божьего не наследуют, но гнев Троекурова не просто эмоции, он выражается также и в смерти отца Дубровского. Ведь так или иначе, но Кирила Петрович повинен в смерти своего бывшего друга... Заметьте, он повинен в смерти не кого-то для него постороннего, а друга, товарища по службе. По сути его грех тем самым лишь усугубляется и сожаления о случившемся, внутренние переживания и раскаяния нельзя истолковывать как настоящее покаяние Троекурова. Ибо метанойя предполагает духовное изменение личности, а такового с Троекуровым не происходит. Поэтому его как бы раскаяние не является полным.
А то, что он в гневе себя не контролирует тоже не является для Троекурова оправданием.
Что же касается нежной любви Троекурова к дочери, то на мой взгляд Вы принимаете за отеческие чувства его сентиментальность. На самом деле, в отношениях с ней Кирила Петрович ведёт себя как всё тот же самодур он насильно выдаёт её за человека, которого она не любит. Прочитайте ещё раз вот это и посудите сами, мог ли поступить таким образом действительно любящий отец?

— С богом, — отвечал Кирила Петрович и, взяв со стола образ, — подойди ко мне, Маша, — сказал он ей тронутым голосом, — благословляю тебя... — Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала.
— Папенька... папенька... — говорила она в слезах, и голос ее замирал. Кирила Петрович спешил ее благословить, ее подняли и почти понесли в карету. С нею села посаженая мать — и одна из служанок. Они поехали в церковь. Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесты и был поражен ее бледностию и странным видом. Они вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал. Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.

"Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность...

Где, в каком месте Пушкин здесь свидетельствует об отеческой любви Троекурова?))


Где, в каком месте Пушкин здесь свидетельствует об отеческой любви Троекурова?))

Насильно выдать дочь замуж за нелюбимого, это конечно свинство. Но до того как появилась опасность того, что дочь может убежать с Дубровским, он пытался её уговорить на этот брак по расчету и она почти уговорилась. Вообще, Марья Кирилловна, наверное, осталась не в накладе, да и среди дворян и прочего знатнородного люда практиковались как раз браки по расчету. Стерпится, как говорится, слюбится. Чисто по-человечески насильная выдача дочери замуж в предложенных обстоятельствах выглядит вполне объяснимо. Возможно, Троекуров верил в то, что так будет для дочери лучше. А сама Маша, надо сказать, не то чтобы сломя голову готова была за Дубровским броситься. Ей отца не хотелось огорчать. Сложная ситуация и мне кажется, что тут как раз тот случай, когда можно сказать "Бог ему судья", возвращаясь к мудрому высказыванию священника) Между прочим, не согласен с вами в том, что неконтролируемый гнев не является смягчающим обстоятельством, ведь это же состояние аффекта. Да и виновен в смерти старшего Дубровского, получается, Троекуров только косвенно. Было ли такое в судебной практике когда-нибудь? Виновен в "доведении до смерти в состоянии аффекта") Трагедия. Когда нет явных злодеев и всем плохо. Но я с вами согласен в том, что Троекуров, безусловно, главный злодей в этом произведении) Сверх того, в экранизации "Беларусьфильма" 1988 года Троекурова так хорошо сыграл актер Владимир Самойлов, что в прочих фильмах с его участием я его персонажей подозревал в каком-то злодействе)
картинка goramyshz


Вы всё верно подметили, уважаемый Константин, Самойлов действительно хорош в роли Троекурова, хотя как для меня его лучшая роль - Назар Дума в музыкальной комедии "Свадьба в Малиновке"))