Больше рецензий

10 февраля 2024 г. 23:37

76

0.5 Спойлер Идеал женщины, каким его видит Олег Рой

Идя на задание февраля я была уверена, что меня ждёт что-то прекрасное, потому что я трепетно и нежно люблю любовные романы, но...
В своё время много слышала об авторе столько хвалебных отзывов, что уже в то время сомневалась в том, что это стоящая вещь. Сейчас мне представился случай убедиться, на сколько же чертовски сильно была права в тот момент моя чуйка.

Такого отвратительного чтива я не встречала уже давно. У меня буквально несколько раз появилось желание ударить автора. То, как он описывает свою героиню, Идеальную женщину, Жену и Мать просто отвратительно в своей протухшей скрепности и подсознательной мизогинии.

Поясню: если женщина находит себя материнстве и ведении хозяйства - это нормально. Если женщина себя реализовывает в карьере - это тоже нормально. Проблема в том, что голоса главной героини, не говоря уже о второстепенных персонажей даже не подразумевалось. Был только голос автора, не рассказывающего, а навязывающего своего мнение и видение.

Главная героиня для него идеал женщины - красивая, добрая, хозяйственная, с высокохудожественным вкусом. По крайней мере, так он пытается показать. На деле же - это ограниченная женщина, полностью растворившаяся в заботе о семье, о муже и детях, о доме. У неё нет никаких увлечений, кроме витья гнезда ради самого витья. У неё нет увлечений, друзей, понимания о том, как обстоят дела в семье. Если присмотреться к тексту, ей и дела-то нет до своей семьи. В дела мужа она не вникает, потому что ну зачем этим голову забивать? На интересы детей она плюёт. Описанию дома, ремонта, в конц концов, пошиву платья для маскарада и, блин, описанию рабочего стола отведено больше внимания, чем описанию её детей. Мы даже к концу книги знаем только имена детей и их примерный возраст. И то, чем они начали заниматься с подачи любовницы мужа. Но мы ничего не знаем о них в период, когда семья ещё была "целая". Ни-че-го. Автор предпочел рассказать чуть ли не о всех цветах в оранжерее героини, но не о её детях. Максимально показательная фраза

Она очень любила своих детей, но они сделали свой выбор и стали неудачниками по её мнению.

Собственно, это самая честная мысль, что посетила героиню - дети, да и муж, ей нужны только пока они соответствуют её требованиям. Но автор этого не видит. Сознательно ли, случайно ли, но героиня продолжает оставаться Идеальной. И страдать, потому что такие мерзкие предатели-дети плевали на неё, не говоря уже об изменщике-муже.

Героиня не пытается вообще никак бороться за семью, только сначала говорит, что не отступит, а потом тут же сбегает сначала в загородный дом, а потом и вообще. Да и зачем, собственно, бороться за такое? Дети уже достаточно взрослые, в чём вообще смысл оставаться в семье, где тебя унижают? Но нет, героиня полгода предпочитает делать ничего. Не даёт отпор, не пытается что-то изменить, просто терпит издевательства и унижения и остаётся на месте. И она всё ещё Идеал. А ещё я так и не поняла, какого лешего она поехала с неверным мужем на курорт? Вот просто эта мысль не достигает моего сознания, ведь плохо он к ней стал относится сразу после новогодней ночи, так что, по-хорошему, можно было отменить поездкуи вернуться домой, а не мучиться рядом с неприятным тебе человеком две недели.

И я всё ещё пыталась найти какие-то объяснения поведения героини, но.... ничегошеньки, у неё нет голоса, нет воли, есть просто автор, который решил что будет так. Даже когда уже после скандала героиня приходит за вещами, она сознательно настраивает себя не разговаривать с детьми. Почему? А потому что. При том, что дети-то пытаются поговорить с ней. Но они говорят не о том. Они говорят о своём, пытаются поделиться с мамой новостями. Но мама обижается на то, что дети не спрашивают её о её болезни. Оно вроде и понять можно, эгоизм больного человека, только вот если от детей и раньше отмахивались, то их и не научили говорить о серьёзных вещах, о бедах и проблемах. Что вообще они в жизни знают? Они элементарно не умеют спрашивать как дела и как прошёл день, а тут порицаемая обществом болезнь у их всегда такой идеальной матери. Ну как бы... Кого воспитала, того и получила.

Всё книгу у меня было ощущение, что героиня делает что-то только чтобы её похвалили, чтобы заметили её идеальность. Жертвенность ради жертвенности. Она даже сама надрывается с принесением тяжелых сумок из магазина, если они имеют возможность нанять кого-то помочь по хозяйству. Но нет, зачем, если можно надрываться самой, а потом гордиться, что сама себе проблему придумала, сама решила.

Идеальность героини на столько велика, что автор даже и в собственной болезни её делает не виноватой. То есть она не переспала с первым встречным, её специально заразил психопат. Я ни коем образом не хочу уменьшить ужас ситуации, который с героиней случился, но у меня не получается ей сочувствовать так, как хочет автор.Именно благодаря стараниям автора вызвать жалость и копиться раздражение.

Вообще, когда книга, позиционируемая как любовный роман, началась с темы ВИЧ,я, признаться, обалдела и перепроверила, ту ли аудиокнигу я включила. Потому подумала: вау, социалочка, нам сейчас покажут, как героиня борется и справляется. Но... нет. И за эту загубленную линию обидно больше всего. Да, нам гиперболизировано показывают, как от героини начинают отворачиваться буквально все, вплоть до портнихи, но нам не показывают, как она вообще пытается с этим жить. повторюсь, ремонт загородного дома занимает больше времени, чем хоть что-то важное. Героиня просто живёт амёбой, потом в клубе для инфицированных цепляет Хорошего Настоящего Мужика, не то, что ейный муж, и он на буксире вытаскивает её из депрессии, втаскивает в новую жизнь, ну, в общем, она опять ничего не делает, не решает и не берет никакой ответственности. А потом идёт рояль за роялем, целый оркестр в кустах. И на фотке-то они злодея узнают, и страшной местью-то они ему мстят (просто смешно, что за столько погубленных жизней расплатой становится ссора с умирающей женой), и любовью-то они любятся на баснословно дорогущем курорте, и имущество-то на неё заграничное записано оказывается, и мужа-то они вокруг носа обводят. В общем, понапихано всего, чтобы, как порядочный, роман мог закончится хеппиэндом. Только смотрится это убого и смехотворно.

Если резюмировать все мои бурные словоизлеяния, то итог таков: автор берётс за кусок, который ему не по силам.
Пишет от женского фокала и не даёт своей героине говорить, слышно только его собственное, очень важное (нет) мнение.
Делит всех на добрых и злых,плохих и хороших. Нет полутонов, да даже, по сути, характеров-то толком у героев нет, они плоские и скучные, такие просто потому, что им сказали: ты хороший, ты плохой, а ты - Идеальная Женщина. И я не случайно столько раз повторила это словосочетание "Идеальная женщина", потому что весь текст им просто пропитан. Там, где оно не произносится, но подразумевается.
Героиня не уважает никого и, прежде всего, саму себя. И от этого крайне неприятно читать. Героиня просто страдает потому что так надо. И ничегошеньки с этим не делает. Возможно, ей просто нравится страдать и хочется внимания?
Ну и, конечно, феминистка здесь употреблено в ругательном смысле. Потому что единственная приятельница героини, которую вообще упоминают, феминистка - грубая, завистливая, злая, ревнивая и ещё и тихушница, которая не могла в лоб сказать героине правду, а предпочла тайные послания подкидывать. А, ну и ещё: феминизм - это, конечно же, когда все мужики козлы и сволочи, и он может быть только радикальным и никак иначе. Но это не феминизм даже близко, просто автор не потрудился узнать значение этого слова.
Тема ВИЧ, затронутая так поверхностно, просто чтобы была, чтобы придать страданиям героини особый смысл, и так бездарно интерпретированная - это действительно больно и обидно.
Ну и язык: скудный, скучных, тухлый, совершенно неинтересный.

Всю книгу у меня было ощущение, что автор держит меня за идиотку и это было неприятно.

Прочитано в рамках февральского тура "Долгой прогулки"