Больше рецензий

С. Вадим (VadimSosedko)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 февраля 2024 г. 12:51

257

5 Возраст — это не то, сколько тебе лет, а как ты их чувствуешь.

Хочется написать о многом. Хочется осветить лучом своего тусклого фонарика читательского восприятия все потаённые мысли и скрытые образы, что спрятал глубоко великий Маркес. Но, понимая, что многословность далеко не всегда обоснована, попробую сконцентрироваться на главном, на том, что более всего заинтересовало, на том, что более всего обертонами души отозвалось.

Но сначала вам вопрос.
Читали ли вы изумительную по своей красоте и глубокому смыслу повесть Ясунари Кавабата "Спящие красавицы"? Если же нет, то рекомендую сначала именно её прочесть, да не быстренько по диагонали, а не спеша, вдумчиво, наслаждаясь каждой мыслью и образом. Лишь после неё эта повесть Г.Г.Маркеса будет восприниматься органично.

История.
Это последнее произведение писателя и оно стоит особо в его наследии. 20 лет после 1985 года он не радовал литературный мир своими книгами. Лишь были выпущены его воспоминания. И вдруг осенью 2004 года выходит это непредсказуемое (даже в самом его названии, содержащим ругательное и непристойное слово, характеризующее проституток) произведение. Мало того, но и выпущенные незадолго до этого пиратские издания, лишь усилившие интерес к ней, разозлили автора так, что он переписал окончание этой повести. Да и повесть ли это? Многие сочтут это как рассказ старика и будут правы. Но мне же более близко ощущение ПОЭМЫ В ПРОЗЕ, столь много поэтичной лирики там разбросано.

Полифония произведения.
1. Первое, самое видимое, восприятие будет, конечно лежать на поверхности неприкрыто, как одна из его многочисленных любовниц. Старый человек, накануне своего 90-летия, решает "тряхнуть стариной" и устраивает себе ночь любви с юной девственницей. Сам этот факт, конечно, достоин моего мужского уважения, но не является чем-то совсем уж особенным. Да и не мог писатель поставить лишь такой яркий акцент, не обернув его в многочисленные сюжетно-образные "покрывала". То, что происходит далее, и показывают каждое из них. Но увидеть ли их, иль остановиться лишь на первой теме, решать уж каждому самостоятельно. Маркес остаётся и здесь верен себе, не указывая читателю главную дорогу книги, а лишь давая ему на выбор любой путь.

2. Тема любви,что пронизывает не только эту его книгу, также очень ярка и видима. Но она ведь не ограничивается чувством к этому юному 14-летнему созданию. Эта тема проходит красной линией через всё восприятие всей жизни героя. Да и не только после их знакомства. Вся его жизнь и до того состояла из любви к удовольствиям, которые он ежедневно собирал везде, где мог, и этим-то и жил. Но теперь это чувство стало таким огромным, всепоглощающим, что совсем изменило его, повернуло в другую сторону. И та любовь ко всем проявлениям жизни стала уже мелкой, неважной и какой-то тусклой. Любовь его чистая, сильная, позволяющая обо всём забыть, дающая необычайную энергию жизни, бьющую через край.

3. Время. О, эта составляющая, пожалуй, будет здесь важнее остальных. Тема времени в книгах Маркеса столь огромна и интересна, что достойна отдельного вдумчивого размышления, на которое пока я ещё не решился. Здесь же время, сначала выступающее статично, как лишь день перед юбилеем, вдруг не только обобщает всю его жизнь, вычленяя разные моменты, но и изменяясь в темпе,а порой и вовсе задерживаясь. Лишь сполохи воспоминаний позволяют не терять звука часов. Время, отведённое герою, очень щедро. Оно не заканчивается, оно продолжается и продолжается, да так ярко, так мажорно, что предполагает лишь вечное бытиё, отринувшее закон естественной смерти человека. Не может её быть у столь влюблённого в жизнь! И ведь хочется верить, что так и будет!

4. Старость. Эта тема пронизывает все его великие произведения. Эта тема задаёт вектор повествования. Эта тема неисчерпаема. К этой теме Маркес подходит в каждом своём произведении избирательно и показывает эту завершающую коду жизни по-разному. В этой поэме жизни писатель отрицает яркую молодость, а ставит на вершину яркую старость. Но старость лишь физиологическая, не способная повлиять ни на внутренний душевный мир, ни на череду событий. Этим нам показывается вся вариативность нашего земного бытия. Радость и счастье могут прийти в любое время и надо просто их с благодарность принять, не пеняя на всевозможные неудобства стареющего организма.

Можно написать ещё о многом, но, помня о ненужности большого количества букв, закончу лишь ещё одной мыслью, которая родилась ещё в первых страницах этой книги.
МАРКЕС, КАК КАНАТОХОДЕЦ, ПРОНЁС ЭТУ КНИГУ ИЗ СВОЕГО СЕРДЦА К НАМ, НЕ ПОБОЯВШИСЬ БЫТЬ ОСМЕЯННЫМ И НЕПОНЯТЫМ. ОДНО ЭТО ЗАСЛУЖИВАЕТ ВСЕМЕРНОГО УВАЖЕНИЯ.

Наконец-то настала истинная жизнь и сердце мое спасено, оно умрет лишь от великой любви в счастливой агонии в один прекрасный день, после того как я проживу сто лет.

картинка VadimSosedko