Больше рецензий

8 февраля 2024 г. 10:38

795

4.5 Тьма среди деревьев

«Люди среди деревьев» Ханьи Янагихары это тревожное путешествие в самое сердце морально сложной истории. Уже в самом начале Янагихара создает персонажей, рассказчиков, разделить чувства которых тяжело. Мы взбираемся по этому рассказу, как по лестнице изъеденной термитами, и это шаткая лестница, доверять прочности и надежности которой - не стоит.

История оформлена в виде мемуаров, написанных доктором Авраамом Нортоном Периной, блестящим ученым, чья жизнь связана с коренными жителями Ивуиву, микронезийского острова. Открытие Периной потенциального бессмертия привело его к научной славе, но последствия его работы и действий бросают вызов границам морали и этической ответственности.

Сложносоставное повествование романа охватывает десятилетия жизни с самого детства, сочетает в себе элементы антропологии, фант допущения и психологической драмы. И то, что мемуары ученого редактируются и дополняются его коллегой Кубодерой добавляет повествованию дополнительный уровень сложности. Это создает ощущение дистанции между рассказчиком и читателем, подчеркивает ненадежный характер точки зрения Перины.

Тема последствий научных исследований и культурного империализма - одна из сильных сторон романа. Янагихара углубляется в темы эксплуатации, колониализма и влияния Запада на коренные общины и не уклоняется от неприятных моментов на пересечении науки, власти и эксплуатации уязвимых групп населения.

Развитие персонажа в романе одновременно и интересно и тревожно. Нортон представлен как морально сложная фигура. Здесь и внутренняя борьба, и этические дилеммы, и попытки заставить читателя подвергать сомнению свои собственные моральные ориентиры. Рассказ Перины от первого лица служит основной линзой, через которую воспринимаются события на Иву'иву, но Янагихара ловко включает элементы, оставляет зацепки, противоречия, которые ставят под сомнение правдивость его повествования. Она поднимает важные вопросы о памяти, перспективе и податливости истины, давая повод задуматься о том, как личные предубеждения и мотивы могут формировать историю.

Плывя мутными водами воспоминаний Перины, сталкиваешься с серыми областями морали и человеческой природы. И ненадежность рассказчика становится решающим элементом воздействия романа, оставляя нерешенные вопросы и чувство беспокойства, которое выходит даже за пределы последних страниц.

Далее погружаемся в более темные области романа. Тревожные аспекты личной жизни доктора Перины. Усыновление им детей с Иву'иву занимает центральное место в исследовании динамики власти, культурной эксплуатации и последствий неконтролируемого влияния. Но кроме этого затрагивается и серьезная тема - обвинения доктора в педофилии. Напряжение по поводу этого присутствует в романе на постоянном фоне, ведь мы знаем про обвинения с самого начала. Такой ход, чтобы испытать прочность моральных принципов читателя. Повествование не уклоняется от последствий этих обвинений, добавляя персонажу еще один моральный слой.

Обвинения усиливают общую тему морального разложения и размывания этических границ. Это заставляет осознавать неприятную реальность того, что даже те, кто достигает больших успехов в научном мире, могут быть людьми с глубокими недостатками, способными на отвратительные поступки.

Все это разворачивается как предостерегающая история, предостерегающая от опасностей неконтролируемых амбиций и дегуманизирующих последствий научных исследований.

Ну а дальше я хочу поговорить о главном герое более эмоционально. Ведь Перина - один из самых мерзких персонажей, которых мне приходилось встречать. Он нагло врет, манипулирует, перекручивает все в свою пользу.

спойлер

Он хочет и признания научного сообщества в цивилизованном мире, и сношаться с детьми как в обществе дикарском.

свернуть

Поездка на Ивуиву не то, чтобы изменила его, она только раскрыла его мерзкие наклонности. Я определила свое отношение к герою еще с самого начала. И не только по газетным вырезкам про обвинения в сексуальном насилии и про тюремное заключение, но и по некоторым тревожным деталям, которые только подтверждали то, что обвинения небеспочвенны.

Это были такие детали, как то, с каким не равнодушием ученого, но удовольствием психа, он убивал подопытных мышей, собак и других подопытных животных. На протяжении всего повествования он с необычайной детальностью и красочностью описывает сцены убийств, расчленения. Занимательно как после этого он пытается что-то там говорить о жалости к ленивцам, на которых охотились островитяне. Серьезно? У меня это не вяжется.

спойлер

Так в сцене, когда Нортон на острове вступает в половую связь с мальчиком в лесу - он произносит "меня околдовали" - как будто пытаясь снять с себя ответственность. И как после инаины (когда мальчика "посетила" сразу куча мужиков) Нортону что-то там открылось о детской сексуальности.

o-r.jpg

свернуть

Я конечно не сторонник черно-белого взгляда на мир, но в моем представлении все еще остаются вещи, которых лучше не совершать. Которые в цивилизованном обществе больше черные, чем белые. Я не могу осуждать дикарей из джунглей за их уклад жизни, но точно могу осудить Нортона Перину. Мир не черно-белый, и именно этой серой моралью иногда пытаются прикрыться люди, которые откровенно виновны. И в этом плане попробовать посочувствовать ненадежному рассказчику дело максимально рискованное, так можно стать и на сторону оправдания его действий. Действий взрослого ученого с цивилизованного мира со своей головой на плечах.

спойлер

И нет, его не околдовывали, он сам переспал с ребенком.

И он продолжал это делать со своими усыновленными детьми.

свернуть

Многие недоумевали зачем были все эти вставки про детство главного героя, мол, они практически бессмысленны. Но это не так. В воспитании своих приемных детей он как будто в гипертрофированной форме реализует все то, что хотел сам получать от родителей в детстве. Как он хотел, чтобы отец его наказал за что-то, за какой-то проступок. Он хотел внимания, хотел кнут и пряник. Но в своем воспитании кнут он считает детьми заслуженным, а пряник - лишь своим великодушием, и дети должны быть ему благодарны за его траты на них, за его решение взять их с острова с собой. И при этом Перина сам не замечает, как очень даже повторяет линию поведения своего отца. Ему точно так же в целом пофигу на детей, на их увлечения и занятия. Боже, да он называл детей своими питомцами.

В целом, Перина искал только собственного удовлетворения, что в работе, что в личной жизни. Последствия, мораль, ответственность не особо его заботили.

Мерзкий, мерзкий персонаж.

Хочется еще подметить такую интересную деталь, как роль цвета в повествовании. В целом слог описания в романе очень сочный, я обратила внимание на розовый и пурпурный цвет. У Перины он всегда ассоциируется с чем-то мерзким, мясным, слабым, женственным и уязвимым. Такой некий маркер садистских и мизогинных наклонностей Нортона. Дополнением к его отвратности стает то, что он под конец ни о чем не сожалеет, не считает себя виновным в чем-либо. Никакой рефлексии, никаких метаний. "Может быть я совершал ужасные поступки, которых не надо было совершать!" Нет, нет.  "Я совершил бы все снова, без сомнений".

В заключение надо сказать, что с точки зрения техники, замысла, исполнения - это очень хороший роман.  Можно сказать, что в чем-то он мне понравился даже больше, чем Маленькая жизнь, он хитроумнее и сложнее.