Больше рецензий

8 февраля 2024 г. 03:39

221

5 Спойлер

Начну с того, что эта книга не о любви к человеку, а о любви к мечте.
В самом начале книга меня тронула, в ней было много моментов из семейной жизни пожилых Фермины Дасы и её мужа Хувеналя Урбино. Они ссорились, были такими не идеальными, со своими привычками, что делало их настоящими людьми. И мне действительно верилось в их любовь, несмотря на все их столкновения. Но затем, он случайным образом умирает и появляется Флорентино Ариса, который говорит ей о том, что до сих пор её любит.
Затем автор переносит нас в годы их молодости, когда Фермина Даса и Флорентино Ариса случайно знакомятся и влюбляются друг в друга. Чем была любовь Фермины Дасы? Она не была такой мечтательной, как Флорентино Ариса, и мне кажется, что её чувства к нему, были чем-то вроде протеста отцу, ведь у них не было идеальных отношений, у неё всегда был твёрдый характер, который отец пытался приструнить. Но при этом, я не отрицаю, что у неё, возможно, были чувства к нему. Чем была любовь для Флорентино Арисы? Он был возвышенным романтиком, читал любовные романы и для него, эта влюблённость была способом выхода его любви, которая лилась через край, он источал любовь и нуждался в том же. Тем, что они не общались вживую, а у них была лишь переписка на протяжении нескольких лет, помогла ему самому создать образ идеала - Фермины Дасы, она была соткана из его представлений о ней. Он любил свою любовь и свою мечту о ней.
После того, её отец отказывает ему в браке с ней и отец увозит ее из города, чтобы их чувства остыли, но в это время они оба продолжали упиваться своей мечтой, потому что, и для неё он не был реальным, тоже был чем-то вроде идеального возлюбленного и именно поэтому, как я считаю, после возвращения в город, когда они случайно встречаются и она видит его в жизни, то понимает, что он не тот, кем она его вообразила. Для Флорентино Арисы это все преобразуется в безответную любовь, которая пылает в нём не меньше, потому что эта безответность, даёт ему возможность и дальше уповаться своими мечтами.
Далее, Фермина Даса выходит замуж за Хувеналя Урбино. У них не было чувств друг к другу, он захотел чтобы она стала его женой из-за того что она была одной из немногих, кому он не казался идеалом мужчины в их городе, а она вышла за него потому что это была хорошая партия, да и её сестра Ильдебранта начала заигрывать с ним (я считаю, что это ещё один показатель характера Фермины, ведь именно после этой ситуации, она дала согласие на брак с ним). На протяжении всего произведения Фермина Даса делает всё как будто на зло другим. Был момент во время их свадебного путешествия, где муж попросил включить свет в каюте, а она сказала, что в темноте лучше, хотя сама думала о том, что нужно включить свет, и, в итоге, не стала, потому что он её попросил и получится так, что она это сделала не из-за своего желания. Во всей ней есть какой-то протест, какое-то непримирение.
После достаточно счастливого свадебного путешествия, они переезжают в замок где живут родственники Хувеналя Урбино. Фермине приходится постоянно примиряться, смалчивать то, на что ей хотелось бы ответить, ей от этого некомфортно, ведь это неестественно для её сути, но её муж ничего не хочет делать для того чтобы примирить её со своими родственниками.
В это время Флорентино Ариса решает, что ему необходимо стать человеком достойным её. Благодаря своему дяде, он становится известным человеком, директором Карибского речного пароходства.
Флорентино Ариса живёт бурной сексуальной жизнью, постоянно меняя партнёрш и при этом, всегда думает о Фермине Дасе, как о той единственной, что могла бы ему заменить всех:

"А поскольку не было единственно необходимой, он желал быть сразу со всеми, как случалось с ним в минуты страха"

Маркес как бы пытается нас убедить в том, что он не просто сексуально распущенный мужчина, а в том, что он пытается заполнить пустоту без неё, женщинами, которые даже в таком количестве, не стоят её одной. Когда он дожил до преклонного возраста меня не покидала мысль о том, как он с таким огромным списком женщин всех мастей, до сих пор не умер от венерического букета...
Так и проходит жизнь. Он со всеми, везде и всегда, думая только о ней, не живя, а скорее существуя, потому что постоянно убеждает себя, что жизнь начнётся лишь после того, как они будут вместе. Она живёт полную жизнь со своим мужем, пытаясь прийти с ним в согласии, рожает детей и впринципе живёт довольно счастливо.
Когда они оба уже немолоды, Хувеналь Урбино умирает и Флорентино понимает что час, которого он ждал полвека, настал. Они начинают общаться с Ферминой Дасой, он помогает ей пережить тяжёлое время из-за смерти мужа, они сближаются, едут в круиз по реке Магдалене, где начинается их своеобразный медовый месяц. Они ведут себя как молодожёны, впервые целуются, занимаются сексом, ещё более сближаются и когда этот рай должен был закончиться, Флорентино Ариса даёт капитану поручение поднять жёлтый флаг чумы и отплыть, затем, когда приближается окончание их поездки, он предлагает отправиться назад для продолжения их счастья.
В итоге, Флорентино Ариса добивается своего - становится возлюбленным своей мечты, Фермина Даса отпускает покойного мужа и решает жить дальше вместе с Флорентино.

В конце книги была описана ситуация, а которой убили двух пожилых влюблённых, которые много лет были тайными любовниками и от этой мысли, Фермина Даса впервые плачет от грусти, а не от ярости, я думаю, что автор таким образом показывает, что сейчас у них действительно началась любовь, которая смогла остудить пыл Фермины и размягчить её до того, что она наконец-то смогла поплакать не от всепоглащающей ярости, а чисто по-женски из-за жалости к этим людям.

На протяжении всего произведения меня не покидало некое чувство жалости к Флорентино Арисе, ведь он столько лет не жил, а будто писал черновик для будущей жизни, столько времени зря. Поэтому, даже хорошо, что Маркес завершил произведение тем, что они счастливы в своей любви, иначе бы получился чересчур грустный конец о том, как человек всю жизнь ждал ту самую, а по итогу, просто прожёг свою жизнь впустую.

В романе нет разделения на главы и, думаю, это сделано намерено, чтобы показать, что на протяжении всей жизни, их судьбы постоянно пересекались, потому что из повествования жизни и брака Фермины Дасы происходит плавный переход в размещения и бурную жизнь Флорентино Арисы. Они будто всю жизнь были вместе, при этом не находясь рядом.

Роман мне однозначно понравился, читала взахлёб и думаю, что через несколько лет перечитаю его. Слог Маркеса настолько прекрасен , что в какой-то момент сидишь и перечитываешь один и тот же кусок текста и получаешь удовольствие. Например:

"Флорентино Ариса повесил зеркало у себя в гостиной, но вовсе не из-за достоинств драгоценной рамы, а ради пространства внутри её, где когда-то на протяжении двух часов находился любимый образ."

Можно ли назвать эту историю романом о любви? Решайте сами, ведь любовь у всех разная и кто-то может любить одного человека десятки лет, а кому-то это неподвластно. И в этой книге показана разная любовь: юношеская и наивная, заключающаяся в длинных письмах и невинной страсти; материнская и трогательная, которая помогала жить Фермине в тяжёлые время жизни в замке; супружеская и надёжная, в которой Фермина Даса и Хувеналь Урбино прожили много лет; пожилая и спокойная, ведь время страсти и ярости прошло, где кроме них двоих, никого нет, а для счастья нужен любимый, его рука и водный простор.