Больше рецензий

7 февраля 2024 г. 10:56

172

3.5 Рак времени

Мне понадобилось три тома и очевидные уже не намёки, а прямые высказывания, чтобы наконец до конца осмыслить, почему именно цикл назывался "Люди как боги" и какие боги имелись ввиду. (П - проницательность.) Но, кажется, теперь-то понятно - эти люди тоже по-своему стремятся к сингулярности, к внетелесной форме существования и обретению контроля над физикой пространства, чтобы поддерживать вселенную от разрушения. Популярное в тот момент в фантастике было представление, наверное, я вот только недавно читала тех же времён книгу с тем же флёром пост-цивилизаций и разваливающейся космологией.

Третий том стал ещё мрачнее второго: персонажи стали старше, и юношеский задор уже не спасает их от тяжкого созерцания действительности, опыт сделал скорее пессимистами, а тяжесть последствий от неправильных решений выросла в разы. При том "Кольцо" сохраняет ту наивную упрощённость повествования, которая была характерна и для первых частей: персонажи и лор не особенно проработаны с точки зрения достоверности, разговоры - почти всегда высокопарны, а описания важных событий - заметно схематичны.
Это несколько странно смотрится с точки зрения более поздней фантастики, но лично мне по-прежнему никак не мешало. Хотя порой выглядело немного забавно.

Сюжет логично продолжает предыдущие идеи: кое-как примирив разрушителей с галактами и выстроив вокруг этого космического зоопарка какой-никакой союз из рас посильнее и послабее, где никто никого прям заметно не обижает, человечество посидело немного и, не выдержав, отправилось к далёким звёздам навстречу с загадочной цивилизацией, о которой только слухи и ходили. Далёкие звёзды человечество прожевали и выплюнули, даже не заметив, и от первой экспедиции остались только корабли и бортовые записи, так что, конечно же, надо было срочно собирать вторую, чтобы понять, что за страшные ужасы творятся в ядре.
А ужасы там и впрямь творились почти неописуемые, потому что в ядре в разнос пошло само время, которое местами сжатое, местами - разреженное, а местами двигается вообще чуть ли не во всех направлениях сразу.
Но до того, как припасть непосредственно к осознанию проблем с временем и их решению, звёздная эскадра ожидаемо находит нуждающихся в помощи, чем привлекает к себе-таки внимание местных невнятных сущностей. На контакт те вроде бы не идут, но вежливыми намёками вроде откровенного уничтожения звездолётов сообщают, что вообще человечество сюда никто не звал. Но человечество, и особенно Эли, с этим не согласны. Они лезут в самый эпицентр аномалии, несмотря на жертвы среди экипажа, и всё больше приближаются к разгадке того, кто же такие рамиры. Первоначально по техническим возможностям эта древняя цивилизация предстаёт чуть ли не богами, но потом все разочаровываются.

Вовсе рамиры не боги, хоть порой себя и ведут примерно как принято о таковых думать: беспощадно в звенящем безразличии. Им просто всё равно, "не мешайте нашей работе" - а если мешаете, то виноваты сами, что с вас взять.

Путешествие не ладится чудовищными темпами, и земляне на пару со своими менее многочисленными звёздными побратимами раз за разом бьются лбом о закрытые космологические двери. Незримое что-то, возящееся в ядре, обращает наконец на людей внимание, но теперь людям не нравится. Кроме того, что они совершенно не понимают, по каким физическим законам протекают местные процессы, они ещё и оказываются втянуты не то в шпионские игры, не в лабораторный эксперимент в роли подопытных кроликов.
Атмосфера уныния и непонимания, а также ужаса перед разлагающим временем, понравилась мне прямо очень - накал высок, как никогда. При том, что я не слишком сомневалась в финале, переживать за то, как персонажи из этого звёздного ада, куда сами залезли, выберутся, приходится, потому что на самом деле ничего непонятно. Где-то в начале становится ясно, что перед читателем - дневниковые записи, надиктованные Эли во время экспедиции, но никак невозможно понять, когда и чем они закончатся. И не оборвутся ли посередине, потому что автор тоже погиб.

Но пока он перед нами - и продолжает разгадывать тайны мироздания и просвещать к ним причастных.

После финального и очень горячечного монолога Эли о том, как каждый человек уподоблен целой вселенной и всю её может вместить себя благодаря воображению и индивидуальности, которой коллективные разумы лишены по определению, подозрения в библейских аллюзиях, зародившихся на момент чтения второго тома, сильно окрепли. Прямо не могу отделаться от смутных ощущений, что там читателя прямым текстом познакомили с искупительной жертвой за всё человечество, а тут - с концепцией богоподобия и Святого Духа, и это как бы, с учётом года написания книги довольно странно.
Но вот.
Есть подозрение, что вся книга была написана именно для этой прочувствованной речи о том, как органическая жизнь всё равно прорастёт по всему космосу, а человек со своим стремлением к познанию и неординарному будет на острие этой экспансии, и, чтобы там высшая раса про себя не думала, ей надо это принять и смириться. Потому что даже если не будет людей, будет какая-нибудь следующая вредная букашка, способная к изумительным научным открытиям, которая рано или поздно подчинит себе физический космос.
Меня впечатлило. Несмотря на то, что иногда автор голосом Эли сваливается в демагогию, объяснять и аргументировать убеждения он умеет отлично.

Ещё из заметных плюсов: было довольно головоломное, но не лишённое изящества описание всех эти временных конструктов, причём автор здорово играет разными вариациями - у него время и нелинейно, и не непрерывно, и субъективно, и много чего ещё, что сейчас вполне принимается за возможные теории. Понравилось интересное, хотя и местами излишне, на мой вкус, драматичное противопоставление разных форм существования, которые всё же не являются непреодолимым препятствием для того, чтобы жить в одной вселенной рядом и продуктивно сочетаться в своей работе.
А, и опять очень много времени уделялось обсуждению отношения человечества с машинами, машин - с человечеством, и как на самом деле хорошо, что они есть друг у друга. По уровню любви к ИИ Снегов даже Бэнкса с его цивилизацией машинных интеллектов, кажется, обошёл.

Самой неприятной особенностью романа для меня опять стали персонажи. Если в прошлом томе меня невероятно раздражала Мэри, ставшая вдруг начисто безмозглой, то тут эту роль заняла Ирина. Совершенно не понимаю, как эту эмоционально нестабильную истеричку вообще одобрили в кандидатуры для полёта в целую сверхважную экспедицию, у людей будущего что, психиатрическая экспертиза перед опасными миссиями вымерла?
Остальные чуть получше, по крайней мере, не носились с воплями о своей непонятой всеми натуре и претензиями, как к ней все жестоки, работать тут заставляют. (Не, ну правда, вообще не ожидала в фантастике семидесятых встретить ненавистный мне троп уникальной снежиночки.) Они либо строго функциональны, как Бродяга, и к ним вопросов особо нет, либо бесполезны, как всё та же Мэри, которая, будучи астроботаником, полетела просто для того, чтобы Эли было, от кого глаза закатывать, не иначе. К ним вопросов, конечно, побольше.
Хотя основное их количество всё равно к Эли, и все их можно выразить единственным "а почему", потому что этот персонаж сделал решительный рывок к чистому, незамутнённому Марти Сью. Но в конце он совершает мыслительный прорыв, потому что способен приспосабливаться к ситуации лучше других (это в романе остальной экипаж утверждает, это не я придумала), разгадывает тайну рамиров, и все довольные возвращаются к Земле, так что допустим.
С миссией научного руководителя он, по сути, всё-таки справился.

В целом, несмотря на определённые шероховатости, цикл мне всё равно понравился, и я, пожалуй, продолжу постепенно читать Снегова и дальше - у него незнакомых мне романов ещё с десяток наберётся. Да, как и вся, кхм, фантастика откровенно пожилого возраста, эта тоже своеобразна, но с точки зрения сюжета и сейчас читать было интересно. Да и с точки зрения атмосферы "Люди как боги" по итогу мне очень близки, весь этот флёр не просто экспансии, а поисков себя и старательном оберегании человечности, которой вся цивилизация Земли так дорожит и которую охотно применяет к окружающему миру, был приятен.
Разве что, пожалуй, мне хотелось бы в последствии увидеть чуть больше действия и чуть меньше дли-инных монологов о судьбах цивилизаций и смысле бытия, пусть даже автор и хотел поделиться своими философскими размышлениями о далёком будущем. Иногда их было чуточку чересчур.

Комментарии


Завидую :-) У меня не хватит мотивации Снегова перечитать, хотя в свое время мне очень нравилось


Мне в этом смысле проще: его в родительской библиотеке почему-то вообще не было (если ничего не путаю, был только второй том трилогии, из которого мало что понятно), и я его читаю в первый раз.) Ситуация "не хватает мотивации" у меня с Азимовым, с одной стороны я помню, что мне очень нравилось, хотя не помню уже никаких подробностей, но с другой - в "Основании" такой объём...