Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2014 г. 08:46

146

3

Решила я дочитывать и перечитывать Барраярский цикл Буджолд. На сей раз начать было решено с хронологически первого романа по времени вселенной.
"В свободном падении" рассказывает о борьбе человека против бездушной Корпорации, которая, как и любая корпорация, всегда бесчеловечна, поскольку мыслит исключительно своими интересами и прибылью.
Действие происходит задолго до появление главного героя космической саги Майлза и очень далеко от Барраяра. Но два научных открытия, которые упоминаются во время событий романа, крайне важны для будущего мира, - это изобретение пока еще дорогущих маточных репликаторов и то, что Колония Бета научилась создавать искусственное гравитационное поле на своих кораблях.
Последнее особенно существенно для сюжета, поскольку в книге речь идет о квадди, генетически выведенных существах, приспособленных к жизни в невесомости, имеющих вместо ног второй комплект рук и являющихся собственностью компании, которая с изобретением бетанцев фактически разорилась. А квадди потеряли свою ценность, и, следовательно, могут быть как имущество списаны. Некоторые даже предлагают их утилизировать как отходы производства, ведь они не люди, так что гражданских прав не имеют, но руководство выбирает более "гуманный" вариант поселить их где-нибудь на планете. Экономя на их содержании, естественно, и не учитывая факт, что квадди совершенно не созданы переносить силу тяжести. Правда, сами квадди с таким поворотом дел категорически не согласны. Как и с тем, что с ними обращаются, как с дорогим, разумным в некоторых пределах, но все же оборудованием.
Однако, им самим не справиться с корпорацией никоим образом, так как квадди как дети.
Они по-детски очаровательны и непосредственны, далеко не все понимают, к тому же в них совсем и не пытались развить свободомыслие. Так что несмотря на то, что в рядах "шимпанзят", как их пренебрежительно называют люди, и есть отдельные бунтари, не встреться им Лео Граф, списание на Землю было бы, наверное, обеспечено.
Конкретно в этом романе Буджолд почти отсутствует глубокое погружение во внутренний мир героев (его можно понять, лишь наблюдая со стороны), фактически нет рефлексий и сложных мотиваций (да на них, в общем-то и нет времени, учитывая ту спираль, с которой закручивается действие и психологический возраст квадди), практически отсутствуют оттенки серого (но только в главных героях и злодеях, во второстепенных персонажах этого еще как хватает).
Зато автор берет другим, в чем ей, как обычно, равных нет. У нее как всегда имеется лихо закрученная интрига, очень логически и увлекательно выписанный сюжет, который только набирает обороты, не давая слабины, много экшна и действий.
А еще у нее забавный язык, местами очень юморной. И у нее потрясающие герои, для которых нет ничего невозможного. Кроме того, пусть их внутреннее содержание и показывается как бы со стороны и между делом, но сами по себе это всегда разноплановые, запоминающиеся и очень яркие, законченные образы.
Квадди действительно сочувствуешь.
Клер, Тони, Энди - прелестная молодая семья, которая просто хотела быть вместе. И родители недалеко ушли от сына, но все же стараютися быть ему хорошими родителями.
Сильвер - совершенно очаровательный образ, одновременно очень практичная девушка и вместе с тем неисправимая мечтательница, втихую читающая любовные романы людей. Так как квадди и выписаны как дети, их романтические порывы воспринимаются совершенно естественно.
Люди ведут себя не так. Они осторожнее, просчитывают выгоду, опасаются за свои шкуры. Хотя и не все. Второстепенный герой доктор Минченко очень удачный образ классического раздражительного врача, который любому глотку за своих пациентов порвет. Самыми сложными с точки зрения морали и сомнений являются пилот Ти, который не хотел, но все-таки решился помогать квадди, и доктор психологии Еи, с ее неоднозначностью, а еще охранник Баннерджи с его тихим бунтом следования до буквы.
А вот главный герой с точки зрения прописанности мотивации сначала вызвал у меня определенные сомнения. Поведение Лео Графа мне казалось неубедительным, - все-таки, для сорокалетнего инженера-сухаря странно вдруг ни с того, ни с сего оказаться мечтателем, способным, не имея вроде бы никакой авантюрной жилки, решиться пойти против компании и спасти мутантов. А ведь поначалу он пытался ни во что не вмешиваться, а потом вдруг решил украсть корабль, поселок и пилота, рискуя пенсией, свободой и даже жизнью, - причем без указания причин, что его на это сподвигло. Нет, понятно, любого нормального, неплохого человека покоробило бы то, как "ГалакТэк" обращается с квадди, но ведь это коробило и злило и Минченко, и Еи отчасти, однако, они не пытались решить все настолько кардинально. И тут его внезапное прозрение, что он и сам квадди, только с ногами, все расставило на свои места.
Если он в душе квадди, значит, отчасти он сам в душе ребенок или молодой человек, который способен ввязаться в безнадежное дело ради идеи с чисто юношеским задором, бесстрашием и уверенностью. Кроме того, к черту! - тем и привлекательны герои Буджолд, что они ввязываются в самые рискованные авантюры, руководствуясь внутренними моральными установками о понятих "правильно-неправильно". Они способны на риск, причем бескорыстный. Может, в это и мало верится в условиях реальности, но благодаря этому роман Буджолд приобретает еще один дополнительный плюс - он удивительно, по-теплому оптимистичен.
Подводя общий итог, можно сказать, что роман удался в плане сюжетной и фантастической наполненности, но слабоват в морально-эмоциональном аспекте.