Больше рецензий

OlevedaGodling

Эксперт

по истории антарктического хлебопашества

5 февраля 2024 г. 16:17

822

4 Жуть

Я думала после Дракулы, что все будет хорошо. Но нет, эта книга для меня оказалась достаточно жуткой, и я порой боялась перелистывать страницы. Но это не умаляет великолепия книги. Понимаете, книге достаточно много лет, она своего рода классика, и у классических произведений достаточно много подражателей.

Но эта история по-своему уникальна. Жуткая, сложная этически и морально, и при этом нет такого обилия жести, как в современных книгах. Страх именно от ожидания, и возможно, этот прием использовала автор, чтобы показать, что такое наука, и показать ответственность ученых.

Тут я уже не могу сказать, понравилось или не понравилось. Я тут скорее отринула эту оценку. Мощно? Да. Сильно? Еще да. Тяжелая. Восхищает и завораживает, хотя события доставляли мне искренний дискомфорт, и я не могу сказать, что я как читатель получила удовольствие. Словно ты оказываешься в готических германских странах, заглядываешь за грань этики, морали и нормальности. Смотришь на тайну жизни и смерти. Есть то, что вызывает искреннее отвращение. Эта книга недаром стала классикой, которая породила целую плеяду восхищающихся читателей и авторов, которые стремятся научиться чему-то от книги. И я однозначно вернусь к книге - в библиотеке есть бумажный экземпляр, и более того, ее надо иногда перечитывать - идей и ценных мыслей очень много. Даже слишком много.

Сюжет не буду рассказывать - он всем так или иначе известен, но даже если спойлеров наловили на несколько поколений вперед, книгу действительно стоит прочитать. Потому что там реально много интересных мыслей, которые вложены так, а еще много заготовок мыслей и вопросов, где каждый должен найти ответ самостоятельно. Я больше всего задумалась о том, когда должен ученый остановиться. Благо ли полное развитие науки? Где рычаги, ограничения для науки, и должны ли быть они?

Еще в книге максимально сильная описательная часть. И есть смысл обратить внимание на всякие мелкие детали, как, например, Виктор смотрит на портреты. Страшны не сами моменты убийства, а именно то, что обрамляет. Просто для сравнения - если в книге написали, что труп есть, не дали детали и описания, впечатления от трупа пройдут мимо. А если покажут именно ощущения, переживания героев, продемонстрируют эмоциональную составляющую - все гораздо стремнее, даже если обращать внимание на фактологическую составляющую. Даже погодные явления отлично оттеняют все нюансы - одна игра молниями чего стоит.

Да и события не отстают от описаний, как путь доведения до отчаяния самого создателя. Но не был бы роман великолепным, если бы не была продемонстрирована составляющая с другой стороны, со стороны творения. Мы в ответе за тех, кого приручили. И еще я словила ужас от того, что не потому что ходит такой страшный чувак, который занимается жуткими делами. А от того, что монстр может быть вне зависимости от того, оживляли его или нет. Прежде чем восклицать, откуда так много монстров в человеческом обществе - есть смысл посмотреть на себя в зеркало. И этим книга актуальна даже сейчас, если даже учитывать, что книге больше двухсот лет. Монстров порождает общество, социум. И никогда не знаешь, что служит рычагом, что когда-то казалось бы нормальный человек становится ужасом. Или откуда взялось общество, первичный институт социализации в виде семьи для некоторых элементов общества. Иногда причины и истоки надо искать в поколениях и годах, а иногда уши растут недалеко, например, буллинг и травля в школе, и кто является источником травли. К сожалению, все слишком запутано, чтобы отследить, и очень грамотно отметила автор, что все зарождается из невидимых и казалось бы незначительных событий, чтобы превратиться в бурную реку, ломающую не одну жизнь.