Больше рецензий

dashako20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2024 г. 18:20

493

3

Счастливой мошкою летаю я, живу ли я иль умираю.

Перечитывать любимые книги детства - не самое лучшее решение. Помню, как в 12 лет я плакала над последней сценой с Оводом, и моё сердце разрывалось. Сейчас же во мне зияет пустота. Вероятно, её причина кроется в скомканном сюжете и размытой мотивации героев. Они оболочки, и их действиям не веришь. Печально при перечитывании это осознавать.

Используя современную терминологию, мы попадаем в треугольник Карпмана. Юный и очарованный мечтами Артур Бёртон, воспевающий итальянскую революцию, поочерёдно проигрывает все роли - спасает Италию, преследует кардинала Монтанелли и играет роль жертвы перед ним же и любовью всей его жизни Джеммой. Сама романтическая линия в романе крайне загадочна - её можно отследить по словам, двум воздушным поцелуям, нескольким взглядам и пощечине, круто изменившей жизнь основных действующих лиц истории. Впрочем, от Овода не отстают и остальные - Монтанелли и Джемма чувствуют навязанную и желчным образом культивируемую самим Оводом вину перед ним, порываются его спасать, пока он ядовитыми словами прожигает их насквозь. Периодами в них появляется ярость, выплёскиваемая на безбашенного революционера. И повторяется всё как встарь.

На самом деле, понять пылкое сердце Артура, грезящего о лучшей для Италии жизни - можно. И к третьей части можно даже наконец рассмотреть Овода, увидеть его израненную и уставшую душу, спрятанную за романтическими идеалами. Однако строить повествование на воспевании героя, за 13 лет странствований так и не выросшего внутренне - странное решение. Более того, оно невольно наталкивает на мысль, что 13 лет атеизма дали Оводу гораздо меньше, чем принесли бы 13 лет веры. Но вот и всё. Потрепал всем и себе душу и нервы, немного помог Италии и покинул этот мир, завернувшись в свою гордыню.