Больше рецензий

Mary-June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2024 г. 14:49

160

4

Один из подозреваемых по делу об истинной личности Шекспира, скандалист, шпион. И интересный драматург.

В сборнике три пьесы, точнее три истории и четыре пьесы: «Тамерлан Великий» в двух частях, «Трагическая история доктора Фауста» (кроме Фауста и Мефистофеля с Вагнером и Еленой Троянской и без Маргариты и шабаша) и «Мальтийский еврей».

Герой первой из них – Тамерлан, настоящий титан, которых так любит эпоха Возрождения. У него огромные способности, гигантская воля к жизни и действию, запредельное самомнение, почти всякий раз подкрепляющееся на практике, необыкновенная удачливость. Он неплохой друг, вознаграждающий приятелей тронами, и страстный влюбленный. Можно сказать, герой - человек действия и концентрации воли, поэтому он сосредоточивает все мысли на одном деле – завоевании мира, а все романтические чувства на одной женщине – дочери египетского султана Зенократе. Вокруг преувеличенные чувства и жесты, необычайная театральная жестокость (в первой части Тамерлан держит одного из своих пленных противников в клетке, заставляя его жену прислуживать чуть ли не на конюшне, во второй и вовсе запрягает поверженных королей и султанов в свою торжественную колесницу), грандиозность планов, пафосные (впрочем, если не забывать о времени написания пьесы, пафосные в хорошем, уместном смысле) монологи, изобретательные проклятия, которыми обмениваются враги, и очень мало исторической достоверности. В первой части герой еще молод, он только начал свой путь от скифского пастуха к властителю мира, во второй части зрители или читатели узнают, чем же закончились его деяния. Язык перевода читать было приятно, много красивых стихов, ритм в строках звучит очень естественно.

«Трагическая история доктора Фауста» произвела странное впечатление. С одной стороны, было интересно прочитать еще одну, более раннюю драматическую обработку известного сюжета, с другой стороны, при чтении влияние гетевского «Фауста» заставляло чувствовать, будто чего-то не хватает. Хотя всего было достаточно – и монологов Фауста, и похождений (довольно глупых, нарочито комических иногда и грубоватых – во вкусе зрителя того времени, должно быть). Мотив Фауста для заключения сделки с Мефистофелем – жажда безграничной власти и наслаждений. Герой разочаровался в различных науках и решил обратиться к магии, которой увлечены его приятели, и так в результате одного ритуала, проведенного им, явился Мефистофель. Фауст своим почитанием магии заразил и своего слугу Вагнера и более низкого прислужника Робина, чьи проделки составляют комическую часть представления, как, впрочем, и некоторые эпизоды с самим героем. Ближе к концу герой начинает колебаться, а не раскаяться ли ему, как бы чего не вышло, но так и не успеет принять окончательное решение в свою пользу.

«Мальтийский еврей» - пьеса с политическими интригами и кровавыми или по крайней мере массовыми и жестокими убийствами. Герой изначально выставлен неприятной личностью, но и его противники – правитель Мальты или знатные горожане, в том числе духовные особы, тоже не идеальны, и поначалу в части речей и поступков Варравы есть резон: в самом деле, почему дань мусульманам, угрожающим Мальте, должны платить только из средств евреев? почему потом его не только лишают денежных средств, но вместе с дочерью Авигеей выгоняют из дома? Но потом автор вспоминает, что у нас тут вообще-то кровавая трагедия, и Варрава начинает травить, душить, ссорить друзей и доводить их до взаимного убийства (для этого он чести родной дочери не пожалел) и прочее направо и налево, а в результате становится другом турок и правителем Мальты. Однако в конце разум к герою немного возвращается, и он думает наладить с горожанами вновь хорошие отношения: турки-то уплывут, а ему тут еще жить. Но и в этот момент, несмотря на его корыстные и все-таки благие намерения, его предают и убивают. И остается вопросом: если бы в начале все пошло иначе, случились бы такие трагические события или жертвы Варравы остались бы живы?