Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

2 февраля 2024 г. 11:44

535

5

"Машенька" – совсем небольшая повесть Набокова, литературный дебют. Текст не захватил меня с первых строк, как это было с "Приглашением на казнь" и "Защитой Лужина", но приоткрывался и очаровывал постепенно. Зацепил не сюжет, а именно то, как сделан текст.

Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Он и несколько соотечественников проводят вечера за разговорами, разделяя тоску по Родине. Будущее каждого вырисовывается смутно, кроме Алфёрова, ожидающего приезда своей жены Машеньки. В ней Ганин узнаёт свою первую любовь, начинает вспоминать прошлое, их первую встречу, свидания, расставание, воссоединение... Ганин загорается идеей встретить её и воскресить былое.

Тоска по России – один из сюжетообразующих мотивов повести. Воспоминания о юности, о первом ярком чувстве проникнуты настоящими эмоциями. Россия становится символом утраченного рая. На контрасте с этим жизнь в Берлине – призрачное существование, апатичное, бесцельное, оторванное от реальности, напоминающее сон. Ганин и сам "призрак", так как прошлое и будущие планы окутаны таинственностью. Знаем, что у него два паспорта, настоящий русский и подложный польский, по которому он и живёт; знаем, что успел поучаствовать в Гражданской войне, в каком-то восстании в Польше, и даже фамилия его – ненастоящая. Воспоминания картину не дополняют, так как сосредоточены скорее на эмоциях и переживаниях влюбленности. Вот и выходит, что Ганин – загадка.

Память о России лирична, почти поэтически возвышенна, особенно в описаниях Машеньки. Неудивительно, что Ганину хочется воскресить это время и эти переживания. И я всё думала, как же пройдёт его встреча с Машенькой, как она отреагирует, как он поведёт себя. И никак не могла представить себе эту встречу. Набоков не подвёл, выбрав единственный реалистичный вариант. Ганин уезжает. Машенька принадлежит прошлому, поэтому остаётся воспоминанием о прекрасной ушедшей жизни. Ганин же выбирает жить настоящим. Вот только это путь изгнанника, неприкаянно бродящего по свету, но не способного нигде обрести дом. Тем и трагично.


Комментарии


Про призрака вы хорошо написали.
Открыть вам маленькую тайну этого романа?
Вот вы упомянули Приглашение на казнь, а между прочим, Машенька, имеет тайный этаж прочтения, и на этом плане, Машенька близка Приглашению и не менее метафизична.


Интересно, будет повод перечитать "Приглашение на казнь", а то за десять лет подробности уже подзабылись.
Спасибо за отзыв)


У вас чудесная рецензия.
Просто это маленькая тайна романа, о которой никто не знает.
Фактически, если её знать, то роман можно читать как два совершенно разных романа, равно прекрасных, с этой тайно и без.
О, к Приглашению на казнь, роман почти не имеет отношения, так, косвенное.
Пару лет назад я писал тут на лл статью на Машеньку. Уже не помню всех подробностей, но смысл тайны этого романа в том, что он - спиритуалистичен, и там расставлены маячки нужных символов, если следить за ними, то они, словно Алису, приведут в сказку.
Помните эпизод в романе, где Ганин, будучи подростком, тяжело болел и за ним ухаживала служанка кроткая?
Дело в том.. что Набоков использует почти запретный и дивный приём. Ганин не выздоровел в том эпизоде, а - умер.
И всё дальнейшие события в романе, это блуждания его в загробном мире. Потому столько символов там. Начиная с лифта застрявшего в темноте, и кончая последней страницей, там где образ дома и крыш, похожих на книгу и ангелов на ней.
Так что Машенька, это не просто любовь его прошлого. Это его душа, сама любовь, родина его души.
И по сути, он с ней встретился.


Хм, любопытная интерпретация. Но все же мне ближе понимать роман как рефлексию эмигранта, тоскующего по оставленному дому.
Впрочем, каждый может трактовать, как ему ближе. Спасибо, что поделились своим видением.