Больше рецензий

1 февраля 2024 г. 20:09

151

5 Спойлер Все вокруг твари, и это прекрасно!

— Обратите внимание! У вас на руке кровавое пятно.
— Это пустяки! Важно, что у меня на губах улыбка.

"Королеву" я изначально не хотела читать, т.к. все доверенные знакомые наперебой твердили, что из "Гугенотской" трилогии Дюма этот роман - самый слабый, если не сказать скучный. Но внутренний перфекционизм заставил взяться за книгу, и каково же было моё удивление, когда я осознала, что советчики чуть не отрекомендовали мне такое интересное произведение.

Роман фокусируется на событиях Варфоломеевской ночи, её предпосылках и последствиях, рассказывает о судьбах вовлеченных в страшные события людей. Я люблю исторические романы и их жестокий реализм, и здесь он представлен во всей красе. Варфоломеевская ночь показана чудовищной резней, аристократы, сотворившие её - отталкивающими лицемерами. Всё произведение пронизано тошнотворным кровавым душком, через который периодически пробиваются комичные или светлые моменты.

Заглавная героиня, королева Маргарита де Валуа, вопреки уготованной роли безвольной жены в политическом браке, весьма деятельная и проницательная натура. Она и её внутреннее мироустройство особенно выделяется на фоне миролюбивых безобидных дам, прописанных в большинстве современных произведений. Марго харизматичная, хитрая, честолюбивая и совсем не чурается плести интриги. Когда надо она вздыхает и тупит застенчиво глазки, когда надо - спорит с королём, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Она не кинется разнимать дерущихся мужчин с воплем "Да что же вы! Да как же так!", а наоборот, будет болеть за своего. Такая "старая" мораль, соответствующая духу того времени, подкупает и влюбляет.

Присущие времени хладнокровность и потребительское отношение к человеческой жизни оставляют свой отпечаток и на теме любви. Любовь здесь не глубокое крепкое чувство, а скорее помесь плотского желания, скуки, сиюминутного восторга и "а вот сегодня этого хочу!". Романы, которые заводят главная героиня и её близкая подруга, возникают будто бы на ровном месте и вызваны скорее праздным спортивным интересом, чем велением сердца. Возникшие ближе к концу произведения чувства главной героини всё равно кажутся наигранными, а истерика после трагичных событий в последней части - скорее шоком от лицезрения, чем проявлением привязанностей. Интрижка Генриха Наваррского так же выглядит как прихоть. У меня сложилось впечатление, что ему просто нравится флиртовать, идти наперекор правилам и спать с кем-то. Мадам де Сов же наоборот, его полюбила, причём весьма жертвенно и искренне. Злоба, поверхностное отношение к своим и чужим чувствам, конфликт политики и желаний, характерные любому королевскому двору, здесь цветут пышным цветом.

Дюма в своём фирменном стиле чествует дружбу, превознося её над любовью. Во многих его произведениях красной нитью проходит мысль, что "любые романы быстротечны и изменчивы, настоящая дружба же - вечна". В этой книге месье Коконнас и месье Ла Моль отвечают за этот посыл, и справляются с этим прекрасно. Прямолинейный, вспыльчивый и слегка кондовый Коконнас всюду натыкается на трепетного романтичного Ла Моля, причём натыкается так активно, так часто и так невовремя, что дело доходит до дуэли. Только после неё они решают оставить обиды и становятся Друзьями, причём с большой буквы Д. Такой резкий поворот на сто восемьдесят градусов кажется весьма естественным для двух дворян и далее они не раз подтвердят свой новый статус, делом и словом.

Роман полон интриг, двуличия, жертвенности и честолюбия. Словом, обычные дни при французском дворе XVI века. Ещё одним словом, мне понравилось, советую~