Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2024 г. 13:28

175

2.5 «Когда б вы знали, из какого сора…»

Роман не понравился от слова «совсем». Герой – какой-то придурочный графоман, а вовсе не поэт. Само же «творчество» низводится до физиологического процесса: мистер Эндерби способен творить только в сортире, со всеми вытекающими отсюда подробностями, рядом с ванной, забросанной бумажками, яблочными огрызками, остатками зачерствевшей пиццы. Он восседает, как сказано в тексте, «на поэтическом троне», читает сочиненное перед «притихшей аудиторией из грязных полотенец», в самом патетическом месте вдруг падает и разматывается рулон туалетной бумаги... Приведу лишь один образчик описания его, пардон, «творчества»:

спойлер

«Обнажив свою нижнюю часть для поэтического труда, он опорожнился и принялся за работу».

свернуть

И т.д., и т.п., и пр. пр.

Вся эта телесность и описание физиологической жизни организма, причем не только Эндерби, но и его окружающих, порядком выводит. Вот хоть убейте, не нахожу здесь обещанного английского юмора, хотя роман заявлен как юмористический, более того – как первая часть сатирическойтрилогии. Не Джером Джером, прямо скажем. И не Вудхаус. Нет, я, конечно, понимаю, что роман, вероятно, следует воспринимать как пародию на таких вот графоманов и их претензии считаться творцами, но уж больно слабо различим тут пародируемый«текст» (в широком смысле слова). Позабавила меня лишь сцена с молитвой «марксиста божьего» мистера Уолпола, «теофанического социалиста».

А что же наш герой? А у него явная детская травма, связанная с грубой, неотёсанной и физически отталкивающей мачехой (что, впрочем, не мешает ему впоследствии жить на ее деньги). У него неуверенность в себе и страх перед какими бы то ни было отношениями, избегание их. И если бы не напор Весты, наш поэт вряд ли женился бы когда-нибудь. Читая, я не могла отделаться от ощущения, что Эндерби в первой части и во второй – совершенно разные люди. До женитьбы это такой неприспособленный к быту недотёпа, наивный, как ребёнок, эдакий «телок на верёвочке». После женитьбы у него словно прорезывается голос, Эндерби всем недоволен, вечно брюзжит и даже опускается (или в данном случае поднимается?) до крика, если его вынуждают делать то, что ему не по вкусу (например, падать на колени перед Папой в его летней резиденции). Оказывается, он способен проявлять самостоятельность, совершать поступки (если под таковыми понимать его тайное бегство от молодой жены в разгар медового месяца ).

Продолжение читать не буду, так как мне неинтересен ни мистер Эндерби, ни бурная жизнь его организма.

И всё же благодарю группу «Читаем классику вместе!» за выбор этой книги в мобе «1001книга»: моё знакомство с творчеством Э. Бёрджесса наконец-таки состоялось.

Клуб Austenland, моб «Горка европейских писателей».

Юбилейный марафон «Игры в классики».

«Покорители вершин». Тур 3.

Комментарии


Я в лёгком недоумении, Лика.
И не знал, что такое есть у Бёрджесса.
Как по мне, для такой сатиры, хватило бы рассказа или повести, иначе это перерастает в самопародию.
Всё же акустика тут важна.
Одно дело, рассказать забавный и пошленький анекдот в кругу друзей, а другое - Олимпийском.
Это ваш первый Бёрджесс? Грустно.
У него о Шекспире вроде есть чудесная книга, и другие.
Я с Бёрджессом познакомился с истории о его жене..
Когда её изнасиловали морячки в Лондоне и потом они с этим учились жить, жена начала пить.. а Бёрджесс уходил в подвалы странного юмора и творчества.


Саша, я сама в недоумении: что это было?! И да, это мой первый Бёрджесс... Вряд ли я в ближайшее время захочу прочитать что-либо еще у него. И уж точно не "Заводной апельсин".

Спасибо, что заглянули))