Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2024 г. 00:05

339

4 Одна из основательниц готического романа

Думаю, вряд ли стоит сомневаться в том, что Анна Радклиф занимает одно из важных мест в английской классической литературе. Долгое время её романы пользовались широкой популярностью, а затем её имя внезапно исчезло с горизонта. То ли дело в мужских амбициях, считавших сие дело исключительно собственной прерогативой (но как же в таком случае Джейн Остен или сёстры Бронте, чьи звёзды засияли несколькими десятилетиями позднее?), то ли в чём-то ином. Так или иначе, влияние этой писательницы можно легко проследить не только в дальнейшем развитии британской литературы (та же Джейн Остен), но и всей европейской.

Впрочем, уже к началу XX века в европейской, а через сто лет – и в русскоязычной литературе имя Анны Радклиф вновь постепенно возвращается. Вот почему встала необходимость напомнить читателю об этом человеке. Эта небольшая критическая статья вышла в далёком 1905 году и предваряла первое после фактически столетнего перерыва русское издание самого известного романа писательницы – «Удольфские тайны». По иронии судьбы, последующие события в России отнюдь не способствовали популяризации литературного наследия Анны Радклиф и про неё вспомнили ещё раз лишь спустя 90 лет. Теперь этот очерк часто предваряет современные русскоязычные переиздания романа.

Автор пожелал остаться анонимным, поэтому мы не знаем его истинного имени. Много внимания уделено не только классическому описанию биографии Анны Радклиф, но и тому окружению, которое оказало прямое влияние на творчество этой писательницы и формирование замыслов идей её романов. Анна подана как натура крайне романтическая и мечтательная, страстно любившая всё прекрасное в природе. Кроме того, питавшая исключительную любовь ко всему таинственному и сверхъестественному. В то же время женщиной она была крайне застенчивой и стеснительной. Эти, казалось бы, противоречивые порой черты характера впоследствии нашли своё отражение во всём её творчестве. Анонимные автор очерка приводит в этом плане много показательных примеров.

Несмотря на то, что «Удольфские тайны» считаются лучшим и самым главным произведением писательницы, в очерке много внимания уделено сравнительному анализу «Тайн» с её другими романами – тот же «Итальянец» или «Путевые записки». Из критических заметок интересен ряд замечаний, касаемых исторических несоответствий в событиях, костюмах и нравах – между временами, описанными в книге и их реальной составляющей. Так автор делает вывод о некоторой модернизации сюжета. Впрочем, тут же он списывает это «пренебрежение к исторической точности» на всё ту же склонность к романтике и стремлении в первую очередь поразить читателя, нежели представить ему своеобразную «фотографию» эпохи.

Последовательно, аргументированно и вполне обоснованно автор выделяет основные черты творческого метода Анны Радклиф, так что в этом плане критический очерк выглядит очень полезным. Всем, кто интересуется книгами этой писательницы, думаю, обязательно стоит с ним познакомиться. Приятного чтения.

Прочитано в рамках Урока литературоведения, 130 тур.