Больше рецензий

31 января 2024 г. 18:22

220

5 Чем меньше вы собираетесь делать, тем больше вы должны об этом говорить. Д.Линн и Э.Джей

Хроника семьи Головлёвых представляет собой семь рассказов, которые по мере написания публиковались в журнале «Отечественные записки». В процессе работы над рассказами Салтыков-Щедрин понял, что формируется самостоятельное произведение, связанное общей идеей и героями, поэтому было принято решение доработать их и объединить в книгу.
В первом рассказе «Семейный суд» мы знакомимся с Ариной Петровной – женщиной суровой, хваткой, энергичной. Состояние мужа, заключавшееся в жалкой 101 душе, она превратила в 4 тысячи душ. Она неустанно твердит о том, как трудно ей всё дается, как она старается обеспечить будущее детей, но на самом деле скорее как «царь Кащей над златом чахнет». Всевозможные припасы складываются в огромные погреба, где благополучно пропадают.
Ни о муже, ни о четырех детях Арина Петровна не может и слова доброго сказать, все они какие-то неудачные. Муж потихоньку спивается, пописывает стишки, да по углам хватает горничных девок за интересные места. Старший сын – Степка-балбес в детстве был одаренным малым, но не получив должного воспитания и образования превратился в никчемного человека, который оставшись совсем без гроша побитой собакой возвращается в Головлёво.
Павел служит в Петербурге и сказать о нем нечего, потому что с самого детства он был абсолютно никаким, человеком не склонным ни к чему. Другое дело Порфирий, с легкой руки Степки-балбеса еще в детстве получивший прозвище «Иудушка». Этот без мыла влезет куда угодно: где надо лицемерит, где надо наушничает, всеми силами завоевывает расположение «доброго друга маменьки».
Единственная дочь Анна против воли Арины Петровны выскочила замуж за корнета, который вскоре бросил ее с двумя детьми. На момент начала рассказа Анна уже умерла, а девочки Аннинька и Любинька живут с бабушкой.
Такую неприглядную картину взаимных претензий, ненависти и лицемерия представляют собой господа Головлёвы.
Я не помню, был ли Салтыков-Щедрин у нас в школьной программе, из всех произведений в памяти сохранились только сказки. Возможно, в старших классах его не проходили, поэтому можно считать, что это первое знакомство с автором. Сатирическая проза XIX века значительно отличается от более поздней. Зощенко, Ильф и Петров мне как-то ближе и понятнее, что ли. Хотя нельзя сказать, что Салтыков-Щедрин поднимает менее актуальные темы. Да, крепостного права, конечно, давно нет, но проклятые капиталисты, наживающие несметные богатства, их разбалованные дети, чувствующие себя хозяевами жизни, вполне себе на месте, никуда не делись.
На протяжении семи рассказов мы наблюдаем за угасанием семьи Головлёвых. Бесцельное существование, праздность, лицемерие, мелочность, полная духовная деградация – всё это гиперболизировано, но, тем не менее, где-то очень недалеко от истины. Больше всего меня убивало, что у козней Иудушки даже нет какой-то глобальной цели. Он подминал под себя имения, вещи, капиталы, а ведь это даже оставить некому, да и в могиле не пригодится.
Произведение написано великолепным языком, но прочитать его залпом оказалось невозможным. Настолько ярко показан упадок дворянства, настолько мрачно и душно делается от их жизни, что периодически хочется передохнуть. Речи Иудушки какой-то особый вид пытки, мне кажется, что уже после пяти минут его словоблудия можно впасть в сопор. И теперь некоторое время я совершенно точно буду ненавидеть уменьшительно-ласкательные слова.