Больше рецензий

31 января 2024 г. 14:05

196

5 Литературное хулиганство в моем вкусе

До чего же я все-таки люблю книги, написанные литературными хулиганами, (никогда при этом не переходящими от хулиганства - к вандализму)! Книги, в которых есть некоторая внешняя расхлябанность, которая при более внимательном взгляде оказывается внутренней свободой. В общем, такие книги, как "Песнь моряка" (или "Песня моряка", в зависимости от перевода).

В этой истории автор много всякого разного себе позволяет.
Автор позволяет себе отклоняться (а поначалу иногда даже уклоняться) от сюжета. Автор позволяет себе начинать с нарочитого почти ужастика, продавая мне дикого кота с башкой, застрявшей в майонезной банке, как нагрянувшее в ночи чудовище, смеяться надо мной, тут же тащить меня в гротескную потасовку с альбиносом среди гор мусора, а потом сразу же - на ловлю лосося в разваливающейся лодке.
И только после этого автор наконец позволяет хоть что-то мне. Осмотреться, например.
А потом вдруг начинает строить из себя заправского гида и рассказывать о том городке, где происходят события, начиная едва ли не с ледникового периода... Ну ладно, ладно - чуточку попозже. С Беринга и Кука.
В общем, автор позволяет себе едва ли не что угодно - а я послушно следую за ним с приоткрытым ртом. Потому что он наделен даром рассказчика. И потому, что, когда доходит сначала до схватки между героем и антигероем за душу маленького, грязного райского городишки Квинака, а потом до эпичного всепланетного барабума с впечатляющими спецэффектами, Кизи и не думает отворачиваться и мять сиськи эскимосским или инуитским красоткам. Он все показывает, как должно. Никто не уйдет обиженным.
Да и в принципе - никто не уйдет... Наверное.

Чем еще меня подкупает Кен Кизи - он любит людей. И умеет заражать этим чувством читателя. Я могу, конечно, ошибаться, но у меня есть стойкое ощущение, что по книгам всегда можно определить: любит автор людей или не очень. И с теми, кто любит, мне гораздо легче поймать коннект.
Население этой конкретной истории, на мой взгляд и вкус, прелюбопытнейшее.
Тут у нас и бывший эко-террорист Айк Соллес, "греческий бог с глазами Элвиса", ходячее обаяние спокойствия и протянутая правая рука помощи, о делах которой как будто бы не ведает левая.
(Солль, Соло, теперь вот к этой парочке моих дарлингов ... присоединился еще и Соллес. Мдяшечки, на меня совершенно определенно как-то воздействует это сочетание звуков ).
И Бешеная Алеутка Алиса Кармоди.
И белокожий и красноглазый, пугающий до усрачки своими ужимками и походцами Николай Левертов.
И умный шут Майкл Кармоди и его боевое раблезианское брюхо.
И пятнистый ходок Эмиль Грир.
И многие, многие другие. Воистину разношерстная компашка, которую объединяет как минимум одно - ни на кого из них мне не было наплевать.

Я так и не смогла придумать для этой истории какой-нибудь броский ярлычок. Что это? Антиутопия? Магический реализм? Притча? Пересобранный, чтобы вместить вышеперечисленное, вестерн с апокалиптическим финалом? Все везде и сразу?
Но как ни характеризуй "Песнь моряка", главным для меня остается то, что это - хорошо рассказанная, щедро детализированная, берущая тебя за пуговицу и дышащая тебе в лицо человечьим духом и морской солью история.
Каждый раз, когда я читаю Кизи, я ловлю себя на желании писать так же. Умно, но не заумно; увлекательно, но не гонясь за остросюжетностью; экстравагантно, но не ради выпендрежа; естественно, но не безобразно.
Снимаю виртуальную шляпку, в общем.