Больше рецензий

16 августа 2014 г. 23:54

513

4

Притча о воспитании и ... толерантности. Слепой и вредной толерантности.
С одной стороны, сиротой быть - плохо. Особенно сиротой после войны.
Государство обязано позаботиться о рядовых гражданах, особенно социально незащищённых.
Желание обеспечить своё будущее понятно и даже похвально.
А соответствовать ожиданию абсолютно всех невозможно.

С другой - сиротство - не инвалидность.
Не повод для того, чтобы всё прощать.
И уж тем более не повод для того, чтобы исправлять за сироту все косяки и сдувать все пылинки.

На протяжении всей повести за главным героем Павлушей постоянно кто-то подтирает:
любящая бабушка, которой вдобавок её патриархальная мораль диктовала пиетет перед старшим членом семьи мужского пола;
односельчане, в память о погибшем отце,
председатель колхоза ради имитации полезной деятельности (кстати, он и сам не прочь числиться в отстающих, лишь бы получить профит от государства),
начальник цеха, стремящийся очистить собственный зад от неприятностей,
представители власти и соцработники, поскольку писанный закон не всегда учитывает всю полноту жизненных ситуаций, да и лазеек достаточно, чего уж там,
брат Шурка и девушка Нюрка - из личных симпатий.

Павлуша же, не будь глуп, с удовольствием пользуется всем тем, что плохо лежит, жрёт и срёт. Идёт по судьбам. по чувствам. по нервам. Причём делает это не со зла, а потому, что по-другому просто не может: не пробовал. Посему ждать от него ответственности и какого-никакого самопожертвования бесполезно.

Финал весьма и весьма неоднозначен. С одной стороны, он становится владельцем принадлежащей ему по закону собственности и отвоёвывает себе место под солнцем и городскую жену-красавицу. С другой, почти всех, кто оказывал ему какую-то помощь, он оттолкнул, а бабушку, можно сказать. вообще убил. Жена с ним явно не по любви, а держит как пробивного. Работать он не приучен. А благодетели от государства могут и подустать.