Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

30 января 2024 г. 14:07

293

5

Я продолжаю тихонько ползти по летописям Диска, и они не перестают меня удивлять. Эта книга посвящена самому бессмысленному и бесполезному явлению Плоского мира – его религии. А если конкретнее, богам. Информации о них до сих пор было не так уж много, и в основном эти ремарки носили крайне комичный характер. В общем, если раньше вам казалось, что местные боги – существа нелепые и богами ставшие только из-за дурацкого стечения обстоятельств, то сейчас вы получите отличную возможность обоснованно в этом убедиться.

В Анк-Морпорке с религиозным вопросом дело обстоит просто: уважаем всех, никогда не знаешь, как может повернуться жизнь. Но в других местах всё куда серьёзнее. На сей раз нас забросит в одну и пупземельских стран – Омнию, где царит самая настоящая теократия. В приличном обществе такое принято называть мракобесием. А входящие в комплект величественные храмовые комплексы и застенки инквизиции недвусмысленно дают понять, к чему именно идут отсылочки. И вот на примере этого места нам и покажут, как работает религия и как стать богом, если очень хочется.

Вообще-то, помимо наиболее распиаренных, на территории Плоского мира живёт великое множество и других богов. Мелких, жалких и беспомощных. Знающие, что такое анимализм, скорее назвали бы их природными духами. И у кого будут шансы на возвышение и дальнейшие карьерные перспективы – вопрос не личных качеств, а тупо везения. Повезло – и вот уже тебе поклоняются, восхваляют, строят храмы. Однако стоит на миг зазеваться – и ты опять скатился на самое дно, став очередной жертвой культурной революции.

Пратчетт с максимально злым сарказмом и неприкрытым абсурдом показывает, как по кирпичику из лжи и неверных интерпретаций строится религия, какая гниль скрывается за фасадом любой церкви, в каких кривых зеркалах до неузнаваемости преломляются история с легендами и в чём разница между религией и верой. А главное, в чём отличие непосредственно для самого бога.

Для некогда всемогущего и всесущего бога Омнии настали тяжёлые времена. Не очень-то приятно осознавать вдруг, что ты всё проспал и не заметил, как эпоха величия подошла к концу. И попытка ещё раз блеснуть своим великолепием кончилась провально. Повращавшись – в буквальном смысле – среди людей, он понял, что просто и приятно быть богом, благословляющим свою паству на расстоянии. При более же близком знакомстве хочется в ужасе наслать на них мор и все мыслимые кары.
Это станет полноценным двойным испытанием. Как для человека непросто поверить, что вот это жалкое создание – твой бог, к тому же нуждающийся в помощи, так и для бога было весьма болезненно уяснить на практике, насколько же он в действительности зависим от людей. А спасти положение сейчас может один-единственный человек, которому самому нужна помощь. Вот и пришла пора проверить, чего ты стоишь как бог, если лишился силы настолько, что не способен уже не только на чудо, но и на сколь-нибудь внятное существование. Им придётся пройти по этому пути вместе, и то, что их ждёт на пути, будет однозначно не тем, чего мы все ждём от Пратчетта.

Эта книга получилась настолько жизненной и реалистичной, как, наверное, никакая другая во всём цикле. По сути она вообще не связана с остальным Плоским миром и запросто могла бы рассказывать о любом другом уголке множественных вселенных.
В предыдущей рецензии на "Пирамиды" я уже упоминал об этой проблеме: некоторые внецикловые романы выбиваются из общего числа, из сеттинга, смотрятся как-то чужеродно. "Мелкие боги", если строго судить, с Плоским миром, за исключением отдельных ремарок, вообще не пересекаются. И ничего особо смешного в них нет. Но тем не менее они грандиозные. По масштабу действия, миротворчеству, мифотворчеству и воздействию на читателя они могут сравняться с "Народом". Это очередной манифест гуманизма и величия человеческого великодушия перед лицом божественной мстительности.
И черепахи. Конечно же, я не могу остаться равнодушным к книге, в которой главным заветом становится любить черепах.