Больше рецензий

28 января 2024 г. 11:41

920

5 "В большинстве случаев мы сами строим свою тюрьму. И так же человек создает свою свободу"

Я нечасто читаю фэнтези, но если берусь, то хочется, чтобы это были не просто бои, притянутая за уши магия без логики и драма ради драмы, а огромный прописанный и логичный мир. И вот в циклах Хобб кажется, что я наконец нашла тот самый эталон жанра.

Я впервые за много книг целиком погрузилась в сюжет и не могла оторваться от чтения с первых страниц. Не задавала вопросов, не пыталась вникнуть, а просто наслаждалась естественностью происходящего. Хобб показывает жизнь такой, какая она есть, эта книга – не слëзодавилка, а захватывающий роман, в котором магия на удивление органично вписывается в условия обычного мира.

Здесь каждый герой имеет мотивы поступать именно так, как он поступает и никак иначе. А уж основная работа Фитца – я поражаюсь продуманности, с которой автор описал каждое дело, которое ему поручают. От пустяка со Сторожевой башней до вмешательства в дела короля и сложной схемы отравлений к концу книги. И ничего из этого не кажется вымученным, это действительно имеющие значение для Баккипа и интересные случаи, а не просто декорации для главного героя.

Ещë очень понравилась размеренность сюжета. Это именно размеренность, а не растянутость. В романе не повторяют одно и того сто раз, он очень динамичный, но при этом последовательный и не перегруженный. В нём идеальный баланс подробных описаний, хитрых поворотов сюжета, чувств и действий. Мне нравится, как умело Хобб вплетает мелкие детали в сюжет, и как затем они "выстреливают" в нужный момент. Это и про Дар Фитца, и про развитие отношений со Шутом.

С самого начала Дар был для меня чем-то вроде метафоры – "щенячий сон", "острый нюх", "видеть его глазами" – и я долго думала, что это всего лишь образы, а не магия. А как медленно и невзначай вводится Шут – сперва мы видим его в обществе короля, затем Хобб описывает только одну встречу и один его разговор с главным героем. А потом уже в диалоге с Чейдом Фитц рассказывает, что они виделись и потом и к чему это привело. То есть даже если персонажи поговорили один раз, автор даёт понять, что на самом деле это совсем не один раз, просто Фитц живёт не только на страницах книги, но и немного сам по себе, как живой человек.

Пираты в романе описаны настолько жутко, а борьба Верити с ними настолько трудоëмко, что искренне боишься за Фитца в Кузнице, когда причаливает корабль. Чего стоит один только ультиматум заплатить выкуп, чтобы пленников убили, а не возвращали.
Читая, практически чувствуешь усталость Верити, когда он рассказывает, как долго и упорно отводит без всякой благодарности и признания народа пиратские корабли. В этот момент он действительно один на всё королевство и незаменим, и это логично объяснено в сюжете.
Он говорит: "Еда забирает энергию, сейчас я не могу выкраивать энергию на еду" и это не звучит как-то напыщенно или чересчур драматично, а читатель действительно видит, что Верити днём и ночью затуманивает куче пиратов умы и на это уходят все его силы.

Уроки каждого из учителей Фитца описаны так же обстоятельно, а если даже каким-то и уделено чуть меньше места как в случае Пейшенс, то всё равно ясно, кто она, откуда, почему приехала, какой у неё характер, какие у них с Фитцем отношения и так далее.
Вообще ни один из персонажей не появился в романе просто так, не промелькнул один раз и не исчез бесследно, даже если сначала кажется, что это эпизодический герой. Если это Леди Тайм, то потом становится понятно, зачем она нужна. Если какой-нибудь слуга вроде Коба или Северенса – то и они потом сыграют свою роль.
В общем, удивительный и восхитительный роман, бесконечно рада, что дошла наконец книжная очередь и до Робин Хобб.