Больше рецензий

26 января 2024 г. 13:23

187

2.5

Ни один персонаж мне не понравился: неопытный тютя-писатель, утомительно многословный, утомительно самокритичный, утомительно зацикленный на своей девственности; мистер Еврей-Обаяние, который всем ставил в вину страдания евреев (не пострадав лично), с поразительной (или не очень поразительной, в свете сначала домысленных, а далее подтвержденных выводов) скоростью перехода от состояния души компании к психопату с маниакально-депрессивным расстройством; и (понятно, что) жизнью сломленная женщина, но при этом совершившая такой поступок, оправдания которому я с моим жизненным (слава Богу!) опытом найти не могу. Но важно отметить, что и осуждения я тоже не испытываю.
Моя 13-летняя Алиса частенько использует прилагательное «токсичный» при описании людей. Вот эти трое – определенно токсичны. На всем протяжении чтения они меня бесили. При этом для меня не было интриги в сюжете, т.к. лет 6-7 назад я смотрела экранизацию, т.е. я продолжала читать не потому, что мне хотелось узнать, чем это кончится. Я хотела узнать подробнее мысли персонажей. С момента просмотра фильма у меня остались неотвеченными вопросы «почему» и «как после всего этого можно было жить дальше».
Именно с этой точки зрения чтение разочаровало. История Софи рассказана урывками и занимает ок. 15% объема. Зато очень подробно автор рассказал о мытарствах девственника-неудачника. Вообще мне трудно было увязать ужас концлагерей и постоянную одержимость всех персонажей (в той или иной степени) сексом. Вот Софи рассказывает, как СС убили ее любовника, и без перехода запускает руку в плавки слушателя и предлагает ему раздеться. Или вот Софи рассказывала о потере ребенка в лагере, а ее слушатель минут через 15 думает лишь о том, как бы затащить Софи в свою постель. У рассказчика с этим явно были проблемы.
Экранизация с Мерил Стрип в роли Софи однозначно лучше. Сказать, что фильм меня потряс – ничего не сказать. Я даже не ревела, я взвыла в определённый момент (если кто-то смотрел, безошибочно поймет, в какой).
Автор написал довольно объемный (мутотенный) роман в 700 с лишним страниц, впихнув до кучи еще и негритянский вопрос [зачем-то] в это тяжелое (а это тяжелое) произведение о цене выживания в нацистских лагерях, о разъедающем грузе вины. Может, параллели с нацисткой идеологией проводил?..