Больше рецензий

26 января 2024 г. 10:12

8K

4.5 Философский роман

Быть может, пролетел бы мимо данный роман нового для меня чешского автора, к которому я уж теперь непременно снова вернусь, если бы не столь противоречивые отзывы о нём, которые посеяли зерно волнующего любопытства. Поэтому, пришлось купить книгу с немного смешным и весьма авангардным изображением на обложке, которая при этом мягкая, а значит мною не любимая. И, в побеге от невыносимой лёгкости бытия, я снова на виртуальном портале, где взлетаешь и приземляешься, и часто без парашюта, чередуя пьянящую лёгкость и изнуряющую тяжесть. Однако, пока летаешь, познаёшь много нового как о книгах, так и о людях. Но не суть в этом, а суть в том, что роман мне очень понравился!

Небольшой по объёму и очень вместительный из-за своей многоплановости, на мой взгляд, роман видится мне больше философским, нежели художественным. И именно поэтому многочисленные сцены секса с откровенным проговариванием и называнием вещей своими именами, которые сначала даже немного шокируют, были восприняты мною с глубоким познавательным интересом. Скажу больше, я благодарна автору за подобную откровенность, ибо без неё невозможно было бы донести своё мировоззрение на те или иные предметы. Это просто праздник для мыслящего! Ну конечно, в красивой классике не хотелось бы смаковать подробности постельных сцен, если только это не утончённая эротика.  Но это не тот случай. И тем более, что пошлости я здесь не увидела, а скорее "медицину", в которой есть грамотные определения и просто кладезь всего интересного, как в общем-то и в психологии с философией. Очень живой текст, летящая мысль, а пищи для размышлений хватит на хорошую зимовку.

Вот темы, которые особенно тронули, натолкнув на размышления :

Тяжесть и лёгкость бытия. 

Но действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но в любовной лирике всех времен и народов женщина мечтает быть придавленной тяжестью мужского тела. Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно и образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее.
И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и бессмысленны.

Не единожды и до этой книги я размышляла о том, какова была бы наша жизнь, если исключить из неё все несчастья и нагрузки, которые несёт человек за свой жизненный путь. И всегда грезила мечтою о неком жизненном полёте, который можно совершать, сбросив с себя весь ненужный тяжкий груз бытия, оставив лишь утончённое восприятие жизни. Даже дома хочется иметь минимум посуды, предметов быта и последнее время даже одежды, ощущая, что все подобные земные радости притягивают к земле, как бы несколько перекрывая кислород для чего-то более духовного. Они будто "прилипают" к тебе, утяжеляют душу, мешая "взлететь". Это очень интересная тема в  романе, она несколько размыта и сбивчива, но понемногу выражена во всех героях, которые в своей жизни в определённый момент предпринимали какие-то шаги, отказываясь от одного в пользу другого. Например, одна героиня всю жизнь сбрасывала некий балласт отношений, боясь потерять свободу, а на самом деле мечтала о том, чего лишена была в детстве. А другой главный герой романа, порхая всю жизнь от женщины к женщине, в поисках их индивидуальной сексуальной изюминки, в конечном итоге таки наоборот несколько "утяжелил" свою жизнь, оставив этот "полёт" и прибившись ближе к земле и деревне, в которой прошли его последние дни с той единственной, которую он, быть может, любил и заставлял страдать от его бесконечных измен. Так что, я думаю, что каждый в своей жизни так или иначе проделывает этот путь от тяжёлого к лёгкому или наоборот...

Четыре вида некоего человеческого эксбиционизма.

Нам всем нужно, чтобы на нас кто-то смотрел. Нас можно было бы разделить на четыре категории согласно тому, под какого рода взглядом мы хотим жить.
Первая категория мечтает о взгляде бесконечного множества анонимных глаз, иными словами — о взгляде публики.
Вторую категорию составляют те, кому жизненно необходимы взгляды многих знакомых глаз.
Затем существует третья категория: это те, кому нужно быть на глазах любимого человека.
И есть ещё четвёртая, редчайшая, категория; эти живут под воображаемым взглядом отсутствующих людей. Это мечтатели.

А ведь он прав - автор! Может в этом наша суть или просто часть нас? Мы же существа социальные. А сейчас, в эпоху социальных сетей это более чем наглядно проявляется. И когда приходит понимание, что мы все отчасти входим в ту или иную категорию, то сначала это несколько пугает, будто мы грешны.  Но, поразмыслив, вполне можно принять свою природу и смириться с правдой, ибо не мы себя создавали. И тут снова нежно и хитро подкрадывается недавно поднимаемая мною тема, которая не перестаёт мучать, как навязчивая идея  - зачем мы пишем рецензии, ну или выкладываем фотографии в общий доступ... И четвёртая категория на данном этапе жизни видится мне самой привлекательной, хоть и иллюзорной, потому что какая разница, что о тебе думают другие, они ведь всё равно всё воспринимают через собственную призму, так уж лучше остаться в своём мире, где всегда есть правда и даже счастье...

Историческая подоплёка в романе и понятие кича.

Красной нитью через весь  роман проходит тема вторжения русских войск в Чехословакию в 1968 году. "Пражская весна" и её последствия. Автор - свидетель и участник данных событий, Кундера был приверженцем идеи реформирования чехословацкого коммунизма, о чём можно прочесть в интернете, и надо сказать, что его личность меня заинтересовала. И, развивая эту тему в романе, автор выкладывает свои представления, что же такое есть некий кич, как следствие любого тоталитарного режима. Простыми словами выражаясь, кич - это некая показуха, лозунг, плакат, ширма, которая прикрывает истину и рисует ложную красивую картину, но подходящую и выгодную данному режиму. Очень любопытные рассуждения, и весьма шокирующие слова, обороты и сравнения приводит писатель. Я, признаюсь, даже немного посмеялась и даже в голос! Нет, там юмора не было, просто меня поразила его философская откровенность и смелая образность, немного дерзкая, без оглядки на обвинение в богохульстве.

Всего не озвучить в отзыве, возможно перечитаю книгу чуть позже, хорошо что купила. Хочу закончить рецензию изречением Кундеры о любви, к которой всегда ведут все пути, потому что она прекрасна и при этом фундаментальна, ибо всегда некая основа всего происходящего в этом мире. На ней всё построено, и её все желают, также как и мечтают найти затерянную среди миров свою половинку, чтобы стать счастливым :

"Он вспомнил знаменитый миф из Платонова «Мира»: люди сначала были андрогинами, и Бог разделил их на две половинки, которые с тех пор блуждают по свету и ищут друг друга. Любовь — это мечта найти затерянную половину нас самих."

o-r.jpg


Комментарии


Зацепил тебя роман, Тань.
Так интересно всегда читать рецензии, когда пишется из глубины души.
Невыносимая лёгкость..
Когда плавал на солончаковом озере, где соль и нельзя утонуть, ощущал нечто подобное.
Так и в жизни порой. Вроде и утонуть нельзя.. ну жутко. Как в космосе и душе, барахтаешься.
Про написание рецензий.
Однажды в семье Толстого вечером играли в одну игру. Каждый говорил по кругу, о чём мечтает больше всего ( да, славные игры были..).
Кто говорил о чудесном платье, кто об удачном замужестве.. а Толстой сказал: хочу всех любить и чтобы меня все любили.
Ёмко, да?
Вот ты в конце привела миф из Платона, и мне подумалось, Тань, что человек был не только андрогином, он ищёт не только половинку.
Он был нежной частью красоты мира. И потому эти фантомные боли его творчества, любви, чтобы душа человека вновь стала частью других людей, звёзд, цветов..
В искусстве это так или иначе сбывается. Тебя читают, тобой живут.. как и ты живёшь другими.
Разумеется, смешно и мило по детски, когда некая певичка мечтает о славе. Тут такая лёгкость и пустота души и жизни..
Ей нечего дать другим. Разве что.. лёгкость? Это тоже важно.
А если в наших душах, мысль горит и чувство? Жизнь? Почему они должны быть, как заключённые, приговорены к одиночеству?

Спасибо за интересную рецензию, Таня!


человек был не только андрогином, он ищёт не только половинку.
Он был нежной частью красоты мира. И потому эти фантомные боли его творчества, любви, чтобы душа человека вновь стала частью других людей, звёзд, цветов..

Да, возможно мы и есть части чего-то общего, которые на время земной жизни отрываются, а потом, после смерти возвращаются к этому общему, я раньше много думала об этом.

А если в наших душах, мысль горит и чувство? Жизнь? Почему они должны быть, как заключённые, приговорены к одиночеству?

Нет, не нужно приговаривать к одиночеству то, что в нас рождается, верно. Нужно отделять от себя, как мы сами отделяемся от чего-то общего, когда рождаемся. И пусть наши мысли ищут и находят свои вторые половинки, блуждая в виртуальном пространстве, где витают такие же мысли других..

Спасибо за отклик, Саша)


Замечательная рецензия!

Добавил бы что китч не столько свойство тоталитаризма сколько образ мысли свойственный всем людям вообще, в той или иной степени. "Китч это когда ты не обращаешь внимание на дерьмо", кажется так там было. То есть это такой упрощённый, идеализированный взгляд на реальность, когда ты отказываешься видеть её возможные неприятные стороны.
Китч не только в лозунгах и парадах. Слепая влюбленность одного человека в другого суть тот же китч. Истории где добро всегда побеждает зло это тоже китч. Рекламные ролики, книги обещающие научить тебя как стать богатым и успешным ну и так далее...

В общем, интересная очень книга.

Спасибо на добром слове)
Согласна про кич, очень хорошее дополнение, спасибо!)

Спасибо за интересную рецензию, Татьяна!) Когда-то я читала этот роман, и мне он тоже понравился. Даже только что убедилась, что он остался в моей электронной книге. Надо бы перечитать, так как деталей уже не помню.


Да, интересный писатель.. Спасибо тебе за внимание, Людмила..