Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

24 января 2024 г. 22:07

10K

4.5 Школьные годы чудесные?

В декабре мне наконец удалось дочитать трилогию Александры Бруштейн и хотя после знакомства с первой книгой прошло почти три года, все же было увлекательно вновь погрузиться в эту историю. На этот раз автор знакомит нас с первым институтским годом героини, с новыми подругами и преподавателями, рассказывает, какой была атмосфера в учебных заведениях того времени и что волновало молодежь. Вновь текст писательницы кажется очень притягательным – простым, но затрагивающим многие важные проблемы того времени, душевным, ласковым к друзьями, хотя и достаточно нетерпимым к тем, кого автор считает «плохими». Причем эти антигерои, как часто бывает в детской литературе, сразу очерчены темной краской, что может несколько смутить взрослого читателя. Например, меня удивило, как быстро институтские дамы получили негативные ярлыки и обидные прозвища, хотя тут, наверное, стоит учитывать, что это для читателя данные "мадам" еще незнакомые женщины, автор же строго судит их с позиции прожитых лет и послезнания. Более того, оказалось, что пренебрежительное «синявки» - распространённое прозвище классных дам, носивших синие платья и встречается во многих воспоминаниях институток.

В целом Александра Бруштейн и не скрывает своего негативного отношения к институтским порядкам, еще в первой части заявляя

Я проучилась в этом проклятом институте семь лет, я перенесла в нем много унижений и несправедливостей.

Отчасти это обуславливается строгими правилами в учебном заведении, где от девочек в первую очередь требуется тишина и послушание, где душат свободу и искреннее проявление чувств, где большое внимание уделяют религии, а иудейское вероисповедание является некой «черной меткой».

С лица Колоды сходит доброе выражение. Нахалка, шалунья, да еще и «иудейского вероисповедания», — нет, я разонравилась своей начальнице.

Так же огромное значение имеет социальный статус и богатство семьи ученицы – в общем, все то, против чего выступает отец Саши.

Описание классных дам показалось мне отчасти утрированным, но, читая мемуары других институток, я пришла к выводу, что вполне возможно было и такое, например, очень многое в данной книге пересекается с рассказами Е. Водовозовой из книги Елизавета Водовозова - Дневники смолянки. Воспоминания об институте благородных девиц

Стоит отметить, что повествование ограничивается не только учебой, не менее интересны и семейные перипетии Яновских. В этой части трилогии мы узнаем больше о родне отца Саши, о его многочисленных братьях, о том, как Яков учился и сколь важным считает образование (ведь это единственный способ бедному еврейскому юноше достичь благополучия)

цитаты

... дедушка, который, урезывая себя и бабушку во всем, добился университетского образования для всех своих семерых сыновей.

Пиня — чужой мальчик, он приехал из местечка Кейданы в наш город учиться. Ни в какое учебное заведение Пиню, конечно, не приняли, да он об этом и не помышлял — чем бы он платил за ученье? Отец Пини, бедняк ремесленник, прислал своего мальчика к дедушке, которого, он когда-то знал. Дедушка нашел знакомого гимназиста, который согласился даром обучать Пиню предметам гимназического курса. Кроме того, дедушка обеспечил Пиню обедами в семи знакомых семьях: по воскресеньям Пиня обедает у моих дедушки и бабушки, по понедельникам — у Парнесов, по вторникам — у Сольцев, по средам — у Роммов… И так всю неделю. Жить его пустила к себе (тоже, конечно, даром) восьмая семья: Пиня устроился у них в чуланчике. Деньги на тетради, книги, чернила, на свечку, мыло, баню и другие мелкие расходы дает Пине моя мама. Иногда она дарит ему кое-что из папиного старого белья.

Таких мальчиков, как Пиня, рвущихся к ученью и отторгнутых от него, слетающихся из темных городков и местечек, как бабочки на летнюю лампу, в нашем городе многие, многие сотни. Они живут голодно, холодно, бездомно, но учатся со свирепой яростью: одолеть! понять! запомнить! Они сдают экстернами экзамены — кто за четыре, кто за восемь классов — при Учебном округе, где их проваливают с деловитой жестокостью, пропуская лишь одного-двух из полусотни. Но на следующий день после провала они подтягивают потуже пояса — и снова ныряют в учебу. Папа всегда говорит мне:
«Выйдет ли из тебя, Пуговка, человек, этого я еще не знаю. Я только хочу этого! Но что из этих мальчиков выйдут настоящие люди, в этом у меня нет ни малейшего сомнения»

свернуть

По-прежнему любопытны столкновения между «спартанскими» принципами отца и «панскими привычками» Сашиной мамы, все же многое различает дочку генерала, выросшую в достатке, и врача, который сил не жалеет для помощи бедным, что отчасти видно и на примере дяди Миши, маминого брата.

цитаты

Папа и дядя Миша здороваются, обнимаются. Но, как всегда, ясно чувствуется, что между ними стоит что-то, какой-то барьер, что ли…
— Приехал, баловень? — спрашивает папа без всякой злобы, шутливо.
— Приехал, да, — отвечает дядя Миша. — А ты, как всегда, в ярме?
— Да, как всегда. Через полчаса уйду — у меня тяжелая больная.
— И не надоело тебе? — посмеивается дядя Миша.
— Никогда не надоест, — серьезно отвечает папа.

— Баловень… — бормочет Иван Константинович. — Именно, что баловень… Загубило его это баловство…

— Почему, дедушка? Почему? — задумчиво спрашивает Тамара. — Какое баловство?

— А такое! — упрямо говорит Иван Константинович. — Баловство — это все, что задарма, понимаешь? Вот — Миша: отец его, Семен Михайлович, замечательный хирург был, бесстрашный человек, под огнем неприятеля раненых перевязывал, на себе, случалось, из боя выносил их, Я, бывало, иду с ним, даже перекреститься боюсь… А он — как по бульвару гуляет! Ранили его, контузили, тифом болел — тогда это гнилой горячкой называли, — отлежится и снова в строй! За это, за труд этот адский, за самоотверженность врача, за опасности и лишения, ему и ордена дали, и потомственное дворянство, и все… А Миша — он с малых лет привык, что он — потомственный дворянин, и папа у него орденами обвешен, как елка игрушками, и все двери перед ним открыты, и что ни пожелай — все сделается! До тридцати с лишним лет дожил — трудиться не научился, не любит, не умеет… А теперь уже поздно… Так вся жизнь и пошла под раскат… Нет-с, братцы мои, не баловство человеку нужно и не отцовы заслуги,свои собственные дела, своим потом, своей кровью политые!

Не знаю почему, но мама и Юзефа вдруг придумали, чтобы я брала с собой ежедневно в институт бутылку молока и выпивала его за завтраком на большой перемене. Я понимаю, откуда это идет: вчера к маме приезжала с поздравлением Серафима Павловна Шабанова и сказала ей, что Риточка и Зоенька ежедневно берут с собой в институт по бутылке молока. Мама огорчилась, почему — ах! — она не такая заботливая мама, как Серафима Павловна! И тут же она придумала, чтобы и я таскала в институт молоко в бутылке.... А я не могу лить молоко в уборную! Во-первых, я не хочу врать дома, будто я выпила, когда я не пила. И во-вторых, я помню, как очень давно — мне было тогда лет пять — я шалила за столом и опрокинула на скатерть стакан молока. Папа ужасно на меня рассердился — просто ужасно! Стукнул кулаком по столу и крикнул: «Дрянная девчонка, дрянная! Если бы я мог давать каждому больному ребенку по стакану молока ежедневно, они бы не болели, как теперь болеют, не умирали! А ты льешь молоко на скатерть! Пошла вон из-за стола!»



свернуть

Мы больше узнаем и про Елену Семёновну Яновскую, про ее участие в благотворительности и присмотре за сиротами, которых еврейское попечительское сообщество устраивает учениками к мастерам, например, к портному.

цитаты

— Каждый человек платит, сколько может, в благотворительные общества: один платит аж двенадцать рублей в год, другой платит по десять копеек в месяц. И с этих денег мы имеем два госпиталя, — ваш папаша, дай бог ему здоровья, работает в обоих и денег за это не берет. Имеем богадельню, — ваш дедушка там попечитель, тоже задарма много работает! Имеем «дешевую столовую», — за несколько копеек дают там бедняку тарелку супу с хлебом, кашу. Имеем приюты, имеем школы, только, ох, мало школ!.. Все — на эти деньги, что люди платят в благотворительные общества!

Мама работает в благотворительном обществе, которое отдает детей бедняков в ученье к ремесленникам: портным, сапожникам, столярам. Общество отдает ремесленнику мальчика лет двенадцати, общество платит мастеру по нескольку рублей в месяц: за обучение мальчика и его питание. Постепенно, когда мальчик уже начинает кое-чему научаться и становится ремесленнику помощником, ежемесячное пособие, которое платит мастеру благотворительное общество, уменьшается: ведь мальчик уже помогает ремесленнику зарабатывать. Когда через 3–4 года ученье кончается, мальчик может уже сам брать работу — на частного заказчика или на магазины: он уже, как говорится, становится «на собственные ноги». Мама, как и другие члены этого благотворительного общества, посещает время от времени несколько своих подопечных, чтобы посмотреть, учат ли их или только загружают по хозяйству, не бьет ли их мастер, кормят ли мальчиков досыта, и т. д. Реже, но все-таки бывают среди этих детей не только мальчики, но и девочки: их отдают в ученье к портнихам, золотошвейкам, цветочницам, изготовляющим искусственные цветы для дамских шляп и бальных платьев.

— Мама! Почему ты отдала этого Даню в ученье к Ионелю? Ионель — такой крикун, такой грубиян… Я его боюсь!

— Он крикун, — соглашается мама, — но он честный человек. И добрый. Он мальчика не обидит. Меня гораздо больше интересует вопрос, чему Ионель его обучит… Он ведь неважный портной.

— Так почему ты не отдала мальчика в ученье к хорошему портному?
— Хорошему портному неинтересны те несколько рублей, которые общество платит за мальчика ежемесячно. Он старается взять умелого помощника, а не такого, которого еще всему учить надо

Маминого подопечного, Даню, ученика Ионеля, мы застаем за занятием, очень далеким от портновской учебы: он качает люльку с младенцем.

— Слушайте, Ионель! — говорит мама с упреком. — Как вы считаете, благотворительное общество отдало вам мальчика в няньки? Нет, общество думало, что оно отдает вам мальчика в ученики!

— Госпожа докторша! — спокойно отвечает Ионель. — Что общество думало или чего оно не думало, — это его дело. А Данька учится у меня так, как я сам когда-то учился у мастера; я тоже качал люльку, и бегал в лавочку за хлебом, и чего я только не делал! И — сами видите: ничего плохого ко мне не пристало, и я, слава богу, научился портновскому делу! Данька тоже научится. Все.

— Даня, скажи мне правду: тебе тут хорошо?
Даня слегка пожимает одним плечом и улыбается своей улыбкой, испуганной и доброй.
— Как это — «хорошо»? — говорит он. — А кому это бывает «хорошо»? Я такого никогда не видал… Живу — и все. Бывает гораздо хуже….

свернуть

Вообще социальные вопросы красной линией проходят через всю книгу: отношения богатых и бедных, «благородных», кичащихся титулами или деньгами, и революционно настроенных граждан, что жаждут перемен, уже не надеясь, что новый царь – Николай II- изменит жизнь к лучшему.

цитаты

Тихой, скользящей походочкой Дрыгалка перегоняет меня и берет за плечи Мартышевскую и Микошу:
— На каком языке вы разговариваете, медам?
Девочки очень смущенно переглядываются, как если бы их поймали на каком-то очень дурном поступке.
— Я вас спрашиваю, на каком языке вы разговариваете?
— По-польски… — тихо признается Олеся Мартышевская.
— А вам известно, что это запрещено? — шипит Дрыгалка. — Вы живете в России, вы учитесь в русском учебном заведении. Вы должны говорить только по-русски.

— Ша-пи-ро? — переспрашивает она. — Жид?
Иван Константинович перекрывает изящную ручку Тамары своей стариковской рукой, с такими вздутыми венами, как на изнанке капустного листа.
— Тамарочка… — говорит он очень серьезно. — Давай — уговор на берегу: этого мерзкого слова в моем доме не говорят.
— Почему? — не сдается Тамара. — Разве вы — жид? Ведь вы — русский?
— А как же! Конечно, русский! Я — русский интеллигент. А русская интеллигенция этого подлого слова не признает.

Но все-таки иногда — по-моему, даже слишком часто! — в ней опять просыпается ее глупая гордость неизвестно чем, ее барские замашки. И тогда она опять становится противная-противная! Я стараюсь найти если не оправдание такому ее поведению, то хоть объяснение. Я повторяю сама себе, что она не виновата, что она выросла под влиянием своего дедушки-генерала, который сознательно воспитывал в ней надутую спесь, глупую заносчивость и т. д., и т п. Но мне не всегда удается совладать с самой собой и внушить себе снисходительность к Тамаре. И нередко между нами возникают разногласия, а иногда — даже ссоры. В особенности противно мне бывает слушать, как она разговаривает с горничной Натальей и с Шарафутдиновым. Ну, словно они не люди, а неодушевленные предметы!

Их приносит в вазе Шарафутдинов, как всегда приветливый, улыбающийся, и ставит на столик. Яблок в вазе слишком много, и два верхних яблока падают на пол. Шарафутдинов поднимает их с пола, обтирает обшлагом своей рубашки и кладет обратно в вазу.
Что тут начинается, батюшки! Тамара приходит в бешенство. Она грубо выхватывает из вазы те яблоки, которые трогал руками, и вытирал обшлагом Шарафутдинов, и швыряет ему в лицо.
— Болван! Хам! — кричит она на него....

Тамара опоминается. Она видит по нашему возмущению, что переборщила.
— Подбери яблоки, черт косой! — приказывает она Шарафутдинову.
И, криво улыбаясь, обращается ко мне и Кате:
— Вы что же, обиделись за него, что ли? Он таких тонких чувств не понимает. Мой дедушка своих денщиков даже по морде бил…

Иван Константинович весь багровеет. Никогда я его таким не видала!
— Я всю жизнь в армии служу… А ты, девчонка, фитюлька, шляпка, — ты смеешь русскому солдату такие слова говорить? Сию минуту извинись перед Шарафутом!
— Как бы не так! — запальчиво говорит Тамара. — Я буду перед солдатом извиняться, еще что выдумали!



свернуть

Так что, подводя итог, данная книга будет интересна взрослым не менее, чем подросткам, поэтому рекомендую ее читателям, которые любят добрые истории взросления и повествования, описывающие жизнь людей в дореволюционные времена.
картинка Tin-tinka

Комментарии


я думаю, что чудесные не школьные годы, а скорее этот возраст. Когда от тебя ничего особо не требуют кроме как учиться.


Это не так мало -учиться,полно стрессов у школьников и если вокруг ещё и атмосфера излишне строгая и неприятная,то вдвойне сложнее.


Да не мало, но когда пойдет взрослая жизнь, всё будет сложнее.


Не уверена) Я до сих пор радуюсь отсутствию домашнего задания, оценок и экзаменов,необходимости учить то, что не интересно и т.д.

У взрослого больше свободы и личного выбора в большинстве случаев.

Школьники, кончающие жизни самоубийством ведь не редкость, их проблемы ведь вовсе не "детские", просто мы с высоты собственного опыта думаем,что у них жизнь малина;)


Не знаю, мне было как то просто в школе в плане учебы. Скорее взаимодействие с другими школьниками. Хотя у меня были друзья, родители которых все их время контролировали. Разными курсами, секциями и прочим.

Может у взрослого свободы и больше. Но мы с утра до вечера на работе. Времени проводим там больше чем дома. А школа все же меньше, плюс не заставляют тебя.

Но у каждого свой опыт.


очень многое в данной книге пересекается с рассказами Е. Водовозовой из книги Елизавета Водовозова - Дневники смолянки. Воспоминания об институте благородных девиц

Только хотел спросить, читали ли вы Водовозову, как увидел, что читали. Как вам ее текст Галина? Мне признаться, было не оторваться, так она здорово соединяет слова в предложения, что прям лист за листом, только успевай перелистывать)


Я читала только ту часть, где она про Смольный рассказывает, (вот в этом сборнике без автора - Институт благородных девиц ),так что хочу более подробно изучить ее творчество.У нее очень живая речь, особенно по сравнению с другими институтками, которые оставили воспоминания. И то, что Елизавета пишет - очень мне нравится, такая "новая струя" среди болота, ее отношение к обучению очень прогрессивно


У нее очень живая речь, особенно по сравнению с другими институтками, которые оставили воспоминания.

Очень советую если будет время полную версию прочитать
Е. Н. Водовозова - На заре жизни. Книга 1
Мне кажется, что ее воспоминания чуть ли не лучшее, что можно прочитать о нравах середины 19 века в Российской империи.


Поддерживаю! Я читал "На заре жизни" - оба тома. Очень интересный человек с очень сложной судьбой.


Я тоже взяла сейчас полную версию в 2 томах,очень интересно писательница рассказывает историю семьи и своего времени


Уже несколько лет присматриваюсь к этой книге.. Есть старое издание с иллюстрациями. Надо, наверное, брать)


Да, именно в старых изданиях красивые иллюстрации, так что рекомендую)


Сейчас глянул, видел старое издание "Дорога уходит в даль". А этой книги тоже есть?


Надо искать с иллюстрациями Б. Винокурова, именно они в коллаже и во второй части трилогии точно есть,но какая обложка у книги - я не смогла найти


Школьные годы чудесные?

Вот мне, Галя, тоже кажется, что в конце этой известной фразы (которая обычно является утвердительной) очень даже уместен именно вопрос.

Цитата про ежедневную бутылку молока впечатлила меня.) Даже интересно стало, какого объёма была эта бутылка. Заставлять ребёнка пить или есть насильно – это перебор, конечно.

— Даня, скажи мне правду: тебе тут хорошо?
Даня слегка пожимает одним плечом и улыбается своей улыбкой, испуганной и доброй.
— Как это — «хорошо»? — говорит он. — А кому это бывает «хорошо»? Я такого никогда не видал… Живу — и все. Бывает гораздо хуже….

Хороший мальчик, который не видел ничего хорошего.(


Заставлять ребёнка пить или есть насильно

к сожалению,это чуть ли не норма, заставлять,так как старшим виднее:(


Ну, да, надо с детства приучать ребёнка к тому, что психологическое насилие - это норма. Чтобы потом при встрече с каким-нибудь нарциссом-абьюзером он ощущал себя в своей тарелке, вполне привычно и комфортно.(


Замечательная трилогия)
В детстве о ней и не слышала, но лет 5 назад с удовольствием прочитала)


Аналогично) А ты читала некое продолжение Александра Бруштейн - Вечерние огни ? Я мельком проглядела, например, там рассказывает писательница о своей слепоте и глухоте,которые с достаточно раннего возраста стали прогрессировать.


Нет, эту уже не читала. Но когда закончилась трилогия, жалела, что не могу узнать дальше про них всех) то есть какие-то биографические факты прочитать можно, но это уже все равно не то, как сама автор рассказала бы.


Есть такое сообщество https://lyudi-knigi.livejournal.com/, там собираются те,кто ищет реальные прототипы героев. Не так много известно, но,например, там я прочла что одной из тётушек Лиды была известная писательница Тэффи. И ещё про Лиду

Лида Карцева (Лидия Картавцева) вышла замуж, имела двоих детей, муж-офицер погиб в Первой мировой. Она не вышла замуж за учителя, тот скончался от скоротечной чахотки. Лидия Картавцева не была репрессирована, жила в Ленинграде, умерла в 1946 г. (возможно, истощение, последствия блокады).

Многое известно про Сашиного отца,он даже писал книги на иврите и был известным политическим деятелем у себя в городе


Да, мне эту ссылку уже давали несколько лет назад)) я тогда там тоже почитала многое.
Я просто к тому, что после окончания книги мне было жаль, что я не могу все это прочесть именно в изложении автора)