Больше рецензий

24 января 2024 г. 15:40

590

4.5 Жизнь без прикрас.

После прочтения «Драмы на охоте» остается тягостное и гнетущее ощущение, и, уж, точно не испытываешь той грусти, которая возникает, когда слушаешь вальс Е. Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». Зверь в повести точно присутствует, причем самый опасный, который умеет прикидываться милым и нежным, но за лаской своей может прятать жестокость, цинизм и хладнокровие, и имя этому зверю – Человек.

Мне сложно описать свои эмоции после прочтения, но положительных среди них точно нет: есть и примесь отвращения к Камышеву, презрение к Ольге, ощущение, словно прикоснулся к чему-то гадкому и липкому по отношению к графу Карнееву. Задумавшись над тем, могу ли я в этой истории кому-то посочувствовать, сначала подумала, что нет, но все же есть такие персонажи – это дети Урбенина, судьбы которых зацепило ураганом игрищ взрослых. Что касаемо остальных действующих лиц, то через них А. П. Чехов обличил пороки пресыщенного и развращенного общества. Под видом благопристойности прячутся эгоизм, цинизм, злословие, жадность, разврат, уныние и еще много чего.

Вся повесть напоминает какую-то вакханалию, но при этом возникает болезненная необходимость проследить за героями до конца, чтобы узнать, что же привело к трагичному исходу, на что еще способна человеческая натура. И это безусловно заслуга автора, создавшего эффект присутствия, захватившего внимание читателя и не отпускающего его, при этом сделано это далеко не детективной составляющей повести. Возможно, немаловажную роль в создании такого эффекта играет структура повести – сюжет в сюжете. К редактору газеты приходит некто Камышев, бывший следователь маленького уездного города. Целью его прихода является желание напечатать повесть, основанную на реальном случае, которую редактор впоследствии приводит на суд читателя, будто отстраняясь от нее. И трагическую историю уже будто слушаешь из уст непосредственного участника событий. Поведанное по итогу вызывает чувство омерзения. Более всех в истории отвратителен сам рассказчик. Иногда, читая книгу, пытаешься если не принять, то хотя бы понять мотивы поступков героев. Здесь делать этого не хочется от слова «совсем». Развращенные и пресыщенные люди прожигают свою жизнь, попутно ломая судьбы тех, кто попался в их «хоровод веселья». При этом здесь нет места угрызениям совести, покаянию. Просто есть довольно реалистичная развязка, говорящая о том, что в настоящей жизни наказание не всегда находит виновного. Богатство и власть берут верх над справедливостью и им нет никакого дела до покаяния. Есть только место сладострастию, самолюбованию и упоению чувством своего превосходства. В общем, сугубо прозаичность и жестокость будничной жизни.

Спасибо за совет в «Новогоднем флешмобе»  NatalyaRomanova643

Комментарии


Олеся, здравствуйте!
Спасибо за рецензию!

Задумавшись над тем, могу ли я в этой истории кому-то посочувствовать..

Соглашусь абсолютно со всем, что Вы привели в своей рецензии относительно героев. Но читая Ваши строки, мне захотелось вновь "пробежаться" в поисках крупиц хорошего в столь большом объеме плохого.

И вот. Отношение к Ольге вы описали одним ёмким словом, но как поместить в него поступок, который сокрыл тайну Камышева?)


Давид, здравствуйте!

Спасибо за внимание к моей рецензии)

По поводу поступка Ольги у меня сложилось впечатление такое: она пыталась указать на виновного, но Камышев удачно дополнил ее фразу действием про кулика, а т.к. она была слаба, то перебить и четко сказать фразу она не могла. К тому же, по сложившемуся впечатлению о ее характере, она вполне могла допустить, что Камышев будет мучиться впоследствии от своего выбора и действий, так «пусть  мучается, как она мучалась», своеобразное отмщение. Мне не верится в доброе начало в женщине, способной даже не пожалеть детей и животное. А ведь она не проявила жалости ни к кулику, ни к детям своего мужа, хотя понимала чем обойдётся Урбенину ее оговор. 

Соглашусь с Вами.
Момент последнего разговора Камышева и Ольги действительно создаёт такую неоднозначность.

Но, если разрешите, еще один вопрос по рецензии.
Мне интересно вот что: жертвой чего/кого оказалась Ольга?
Или не была она ею вовсе?

Спасибо!)


Давид, можно и не один вопрос)

Ольга, на мой взгляд, жертвой не была. Каждый из взрослых персонажей совершал поступки осознанно в погоне за какой-то своей выгодой, в том числе и она. Но на каждого хитреца найдётся кто-то еще хитрее. Из жертв я в данной повести увидела только детей.


Я объясню. У меня стойкое ощущение, что взрослой Ольга не была. Имеется в виду та духовная зрелость, какая возможна и у ребёнка, и у старика одновременно.

Ощущение, что она подпала под каток дурных обстоятельств, главными "поставщиками" которых, безусловно, были Камышев и Карнеев, но подпала не зрелая духовно, без понятий о происходящем вокруг.

Мне почему-то жаль её также, как и детей.
Ведь пострадавшими оказались по итогу истории дети и она вместе с ними.

Я, конечно, понимаю, что такими темпами можно и за Камышева вступиться, если очень захотеть, но вот за него нет желания вступаться, а с Ольгой как-то не всё однозначно..

Как считаете?)


Я могла бы поверить в наивность Ольги и пожалеть ее, если бы она не осталась у графа, а ушла бы с Камышевым, когда выпал случай. Но изначально за Урбенина она же пошла замуж по собственной воле и без участия Карнеева и Камышева, лишь бы выбраться из избушки в лесу, а так размышлять наивная девушка  не может (в моем понимании). Граф же оказался более выгодным приобретением в ее глазах. И мне кажется, что поиск выгоды - это не про зрелость, это тип людей такой, поэтому все же не могу с Вами согласиться и пожалеть Ольгу. Она и до встречи с господами грузила красивыми платьями и красивой жизнью. Или Вы считаете, что будь она старше, то не искала бы выгоды?



Я думаю, что ключ к пониманию Ольги находится в следующих строках, отразивших её беспредельно малое и наивное восприятие происходящего. Ведь сказаны они были не ради шутки:

— Стало быть, вы не будете смеяться... Мне вот как хотелось бы умереть. Одеться в самое дорогое, модное платье, какое я на днях видела на здешней богачке, помещице Шеффер, надеть на руки браслеты... Потом стать на самый верх Каменной Могилы и дать себя убить молнии так, чтобы все люди видели... Страшный гром, знаете, и конец...

Я не психолог, но этот момент испугал меня в самом начале. Похоже, что деформация восприятия указывает на детскую травму, прикрытую взрослой личиной. Камышев всего лишь усмехается в ответ, не имея возможности и, скорее, желания увидеть источник такой фантазии.

Но выгоды в этой фантазии я не чувствую. Скорее боль, наивность и травму, которую лишь усилили(


Я Вашу точку зрения поняла, но все же согласиться не могу с наивностью Ольги, хоть я тоже не психолог. Она просто не хотела жить в бедности, не зря же она сказала Камышеву про то, что попробуй вот так жить в лесу (не помню дословно). К тому же, тогда стоит винить в первую очередь Урбенина в неприятностях Ольги, ведь он первый ее повстречал и позвал замуж, понимая, что не из любви к нему она согласилась. Уж потом появились Карнеев  и Камышев, сыгравшие свою роль.



Признаю, защитить Ольгу в Ваших глазах у меня не получилось.
Но получилось ли хоть немного сместить презрение к ней в сторону сочувствия?)


И все же не могу проявить к ней сочувствие. Каждый несёт ответственность за свои решения. К тому же не могу испытывать сочувствия к женщине, неспособной его проявлять к другим.



Понял Вас, Олеся!
Спасибо большое Вам за беседу)


И Вам, Давид, спасибо за беседу!)