Больше рецензий

24 января 2024 г. 02:58

663

5 Между Питом и Гейлом она выбирает Прим

Для начала вспомним, сколько раз Китнисс промахнулась, стреляя из лука. Один раз при распорядителях, один раз, когда стрела отскочила от кольчуги Катона. Один раз, когда стреляла в Мирту вслепую. Зато во все решающие моменты она стреляет прямо как машина: попасть в яблоко – да. Попасть в мешок яблок так, чтоб стрела именно рассекла ткань мешка по всей длине – да. Попадать без промаха в подкинутые тушки по 5 штук за раз – да. Свеситься с рога изобилия и стрелять единственной стрелой в голову Катона, вместо которого там уже еле живая груда мяса, на которой непонятно даже, где рот – конечно, да.

Но это всё ерунда, книжный персонаж, что с неё взять. Наверное, было бы странно, если бы вместо 12 стрел для лука, она носила бы с собой, скажем, 120. Но какая тогда драма – попадёт или не попадёт она в голову Катона последней стрелой? Она-то попадёт точно.

Сначала я злилась на неё. Не с самого-самого начала, а где-то с середины. Но мне очень быстро стало её жалко, я решила, что она глубоко запутавшийся человек. Она прямо говорит об этом сама, когда рассуждает о любви к Гейлу. Она говорит: я люблю Гейла, но какого рода эта любовь?

Я сомневаюсь даже в её способности дружить, Китнисс буквально говорит "у меня не было друзей, потому что я не умею дружить". Но она действительно испытывает что-то вроде привязанности и долга. Сколько раз она припоминает мальчика с хлебом? Когда Пит на грани жизни и смерти, она говорит буквально "я теряю своего мальчика с хлебом". Он для неё просто как приятное воспоминание, которое не хочется отпускать.

Китнисс совсем не любит отпускать. Даже когда убивают Цепа, её врага, который скорее бы сам убил её, она сожалеет. О Руте, как о подруге, она сожалеет вообще всю книгу. Даже когда решает, за что будет сражаться, она выбирает тех, кого как бы должна защитить: Прим и Руту, хотя Рута, вообще-то, уже умерла. Просто они ещё маленькие и их защищать удобнее.

Хотя Китнисс защищает и спасает вообще всех. Беженцев в лесу, Пита, торговцев из Котла после того, как он сгорел. Под плеть бросается ради Гейла, кормит его семью, кормит свою семью. Очень много по необходимости взваливает на себя.
Она спасает, потому что привыкла так жить. В итоге она оказывается всех умнее: обхитрила Капитолий с ягодами, обеспечивала всю семью, пока слабая мама впала в депрессию, а Прим была маленькой девочкой. Спасает Пита от верной смерти, взрывает припасы профи тремя стрелами, каждый раз после показов получает максимальные баллы.

Теперь к теме любви. Китнисс уже 16, вокруг неё как раз два парня, в чувствах к которым она никак не может разобраться. Никого из них она, на мой взгляд, и не любит по-настоящему. Она любит только маму и Прим. И то с мамой у меня вопросы: в первую очередь всё же она выделяет Прим, но в целом её семья – её долг. Безусловно это какой-то из видов любви, но не тот, о котором мы говорим имея в виду партнёра.

Легко в этом убедиться – на Игры Пит идёт, чтобы её защитить. То есть он, как бы, осознаёт, что 100% по своей воле погибнет ради неё. А Китнисс? Если бы перед ней стоял Гейл или Пит, скорее всего, она бы убила их. Потом бы корила себя за эгоизм и что-нибудь ещё, но сказала бы: у меня есть семья, ради неё или ради себя я их убью. Плохо ли это? Нормально на арене, но в жизни такая неопределённость ей очень мешает.

Если Пит любит Китнисс безусловно, она его так не любит. Любовь – это слабость, Китнисс не может любить.
Хотя и тут я не совсем понимаю её. Когда после лихорадки Пита в пещере они целуются во второй раз, она говорит, что в этот раз ей понравилось, и поцелуй был настоящим. И я думаю: ого, неужели сейчас она его полюбит? А потом они выходят из поезда и она говорит, что всю их любовь сыграла на публику.

Да, она собирается спасти Пита, как Пит с Хеймитчем спасали её в прошлый раз. Но это из чувства долга, а не от большой любви. Да и скорее всего её всё равно убьют, даже если она победит. Какой тогда ей резон побеждать. В общем, опять она всем спасателям спасатель, никто её не просил, Пит сам собирается жертвовать собой для неё, но она всё равно всех обхитрила и будет жертвовать собой драматичнее (потому что в тайне от него).

Может быть, она уже не рассчитывает найти кого-то другого, кто узнает её настолько же хорошо, как Пит или Гейл. С ними она сблизилась больше, чем с кем-либо другим. Она многое позволяет себе с ними, возможно, неосознанно. Знает, что не уйдут. Она каждый раз даёт им надежду и не отпускает от себя. Вроде как они ей нужны, потому что она к ним привязалась. Но и любить их больше, чем друзей, она не может. Наверное, она пытается придумать себе, что любит кого-то? Иначе зачем она целует Гейла, когда тот после сорока ударов плетью лежит у неё на столе. А потом думает "надеюсь, он ничего не помнит".
Зачем просит Пита оставаться с ней и разгонять её кошмары? Она как бы говорит: ты мне нужен, но это всё пока я слабая. Потом ты снова будешь казаться мне глупее и слабее меня самой.

В любой стрессовой ситуации первый порыв Китнисс – убежать. Когда в детстве мама ругает её отца за песню про дуб у реки, она маленькая, но уже убегает. Когда мама с Прим лечат раненных, она сбегает, потому что ей неприятно смотреть. Когда близкие приходят к умирающему она говорит: "непонятная сила держит их рядом с умирающим, хотя зачем терпеть эту боль и почему им не уйти?" Когда объявляют, что 75-ые игры для победителей, она убегает в пустой подвал. Когда слишком много всего наваливается после возвращения домой, она убегает в лес, а потом приходится прыгать с дерева через забор. Когда возвращается в сожженный 12 дистрикт, бежит от пепла без цели. Потому что ей просто захотелось уйти от проблем.

Она понимает, что заставляет своих близких переживать, но не может иначе. Зато когда они заставляют переживать её, то получают от неё нагоняй. А потом она тоже уходит. Только уже потому что злится на них.
Когда Пит собирал где-то у реки морник, он не отвечал на её призыв сколько? Минут 5? А что она потом сделала? Там буквально написано: "страх сменился злостью". Она отходит попить воды, а потом говорит: "я не готова простить его так сразу"
Но её почему-то все прощают сразу, когда она возвращается из леса с убитыми пяткой и копчиком. Когда хамит Хеймитчу, но раз ей снились кошмары, то он сразу, конечно, сменяет гнев на милость.
Ещё один случай, когда она уходит, вместо того, чтобы прислушаться – когда предлагает Питу побег. И он говорит: я согласен, я готов. Потом добавляет: я-то готов, а вот ты нет. И она просто что? Кажется, вырывает у него свою руку и уходит. Не спрашивает, почему он так решил, что он вообще имел в виду, не пытается спорить. Уходит, потому что злится, что кто-то её унизил. Спасибо, что есть в книге голос совести в виде Хеймитча, ну и у самой Китнисс иногда случаются проблески, когда она считает себя трусихой и эгоисткой.

Второй раз, стоит Питу её слегка уколоть, сказав в лифте, что она слишком чистая для Капитолия, как она тут же обижается и решает, что больше ничего ему не должна. Хотя буквально пару страниц назад радовалась, что уехала от Гейла и теперь может играть с Питом в любовь, рада была "обвить его шею" и не хотела отпускать, когда он впервые за долгое время проявил к ней немного нежности.
После его маленькой беззлобной насмешки она говорит: "сегодня мне Пит не нужен". Стоит близкому человеку, сделавшему для неё так много, один раз подшутить над ней, как он сразу становится ей не нужен.

И вот у меня вопросики к ней. То "не уходи, пожалуйста, останься, мне страшно спать одной", то уже не нужен. Но после показов она вновь падает в объятия Пита, когда он нарисовал Руту в цветах, а она повесила Крейна. Потому что Пит снова заслужил быть ей нужным. Таким образом она катает всех, кто иногда всë-таки нужен ей, на эмоциональных качелях, и сама на них катается тоже.

Китнисс – очень-очень запутавшийся персонаж, который толком не может разобраться в себе и путает этим всех остальных. Она поэтому и о чувствах говорить не любит. Потому что своих не понимает, что ей о них говорить?
Китнисс с одной стороны принимает любовь: кладёт Питу голову на колени, позволяет ему себя рисовать, спит с ним в одной кровати, не отпускает и просит оставаться при ней. С другой стороны любые намёки на "неувядающую любовь" с его стороны вызывают в ней чувство вины. Потому что она не может ответить такой же любовью ему.

Хотя и перед Гейлом она чувствует вину, когда Пит говорит на интервью, что она беременна. Она мучает и себя, и других. Сама чувствует вину, подаёт ложные надежды, потому что боится одиночества. Самая страшная ночь для неё – та, перед пиром на первых Голодных играх, когда Пит в беспамятстве, Рута умерла, а семья далеко. Самая лучшая – когда находит Руту и впервые за долгое время засыпает не одна. Китнисс использует то Гейла, то Пита, чтобы не оставаться одной, а они слишком любят её, чтоб отказать и каждый раз надеются, что раз она с кем-то из них, значит, другого больше не будет. Но одна ошибка и ты ошибся – стоит только сказать что-то не то, как ты становишься ей не нужен.

В конце второй книги она снова говорит, что ненавидит Пита. Хотя между этим был второй их настоящий поцелуй с продолжением. Ненавидит, потому что он поступил не так, как хотелось ей – не дал спасти себя ценой её жизни. Это не просто смерть. Просто смерть по сравнению с этим быстро проходит, Китнисс сама говорит: "какая разница семья Пита поплачет, если он умрёт, но продолжит жить дальше".

Ей позволительно поступать с людьми так, как непозволительно поступать им с ней. Ей можно недоговаривать маме во благо, можно ни о чëм её не предупреждать, можно хитрить с Хеймитчем на пользу Питу. Другим нельзя так. Она прямо говорит: я устала от людей, которые врут мне во благо. Но никто не врал. Ей не говорили о выступлении Пита, но и не врали. Только её молчание почему-то оправдано, оно же из добрых побуждений. И что, все должны быть благодарны? За то что она ставит себя выше других?

Китнисс живёт двойными стандартами во всём. И это допустимо, пока она книжный персонаж, у которого всё получается даже если не получается. Ей можно всё. Очень была рада, когда она не дала договорить Гейлу (потому что опять ушла), а он, хоть и пошёл за ней, но потом разозлился и наконец оставил её в покое, не унижаясь и ничего не объясняя. Тогда она даже почувствовала, что сделала что-то не так! Разговор после поцелуя тоже замечательный, рада, что кто-то хотя бы иногда ставит её на место.

Китнисс ведёт себя как ребёнок, но это и есть ребёнок 16-17 лет. По-другому её импульсивные уходы чуть что я не могу воспринимать.
Когда и Пит, и Гейл понимают, что с каждым из них она только когда ей это удобно (выберет того, кто спасёт ей жизнь), её и это обижает. Хотя она сама понимает, что они правы. Но решает, что обойдётся без обоих.