Больше рецензий

21 января 2024 г. 19:03

91

5 КАК МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЕ СРЕДНИЕ ВЕКА, или НЕСТРАДАЮЩЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Любовь к средневековью начиналась с чтения романов Вальтера Скотта, потом продолжилась штудированием учебника по истории Средних веков за пятый класс в школе. Кстати, именно тогда всерьез и видимо уже навсегда полюбил сам предмет исторической науки. В сознательном возрасте пришло чтение средневековых текстов и позднейших переработок и, конечно, книги Йохана Хёйзинги. Еще позднее открыл для себя блестящего медиевиста Жака Ле Гоффа.

Его небольшая книжка «Герои и чудеса Средних веков» - это такая шкатулка средневековых мифов о героях и ключевых символах – замках, монастырях, соборах и стране Кокани. Сборник небольших эссе не претендует на научную полноту, но буквально сочится знаниями деталей (мне пришлось многое гуглить и заново восстановить в памяти стены замков, монастырей, оживить знания географии). Но главное, Ле Гофф прослеживает, как важнейшие ментальные конструкты средневековья добрались до наших дней и присутствуют в нашей повседневности и культуре до сих пор.

От имен Короля Артура, волшебника Мерлина и легендарного разбойника Робин Гуда трепещет сердце романтиков в наши дни. Лиса Ренара и испанского Сида знают меньше, но и за ними мы легко выстраиваем поток представлений, например, о хитрости лисицы (отразившейся даже в русских народных сказках). Или тот же единорог, переживший буквально возрождение в современной детской литературе, кинематографе и массовой культуре. Блестящий французский исследователь на нескольких страницах прослеживает происхождение и развитие каждого из этих и еще полтура десятков ключевых мифов – и показывает, как через тысячу лет и более легенды пришли к нам и служат ключевыми объяснительными знаками для многих явлений действительности.

Ле Гофф исследует средневековые конструкты имагинарного – воображаемого мира, который заменил современному человеку мифологическое. Мы не мыслим мифами, мы осваиваем мир символами честности, героизма, воспроизводим даже визуальные образы, связанные с собором, рыцарством, идеальной любовью мужчины и женщины (Тристан и Изольда). Это некоторые важнейшие ценности, символы и образы, которыми жил человек в Средние века, и которые, после многих трансформаций, стали и нашими представлениями о том, какое оно, Средневековье.

Практически в каждой статье уделяется вниманию, как эпоха романтизма возродила персонажей Средних веков, как через произведения Гёте, Скотта и Вагнера мы воспринимаем идеальное средневековье. Не мрачное и истощенное, а полное сил и бьющейся в жилах крови (вспомните советские фильмы и песни Владимира Высоцкого, ставшие саундтреком к ним).

Книжка не претендует на полноту описания европейского мира на протяжении почти тысячелетия. Но многое объясняет в том, как мы его сегодня себе представляем. Идеальное чтение для досуга и заземления наших идеалов о справедливости, любви и мужественности, а порою и о хитрости и праздности. А всем, кто увлекается пабликом "Страдающее Средневековье" - так и вовсе показано к прочтению.