Больше рецензий

21 января 2024 г. 05:52

253

3 Спойлер Если я захочу почитать о психически больном человеке, я открою книгу по психиатрии

Мода на «нитакихкакфсе» и упивающихся от собственных страданий героев и героинь уже настолько наскучила, насколько возможно, поэтому большая часть современной литературы оказывается в мусорке на половине прочтения. Но с этой книгой дела обстоят иначе, я ее дочитала за сутки, настолько меня затянул сюжет. Сеттинг маленьких странных городков с не менее криповыми жителями пусть уже и является штампом, но все еще способен зацепить наличием какой-то страшной тайны, которую должен разгадать главный герой, который, конечно же, провел здесь детство или другой период своей жизни. И здесь Гиллиан Флинн действительно плюсик, что несмотря на всю заезженность этого тропа, она все-таки смогла меня (и не только) заинтриговать, из-за чего я попросту не могла оторваться от книги.

К плюсам также хочется отнести язык и стиль повествования, Автор пишет «грязно», тем самым нагнетая атмосферу и рассказывая о городе, в котором разворачивается сюжет не в розовых тонах, с целью сделать «покрасивше», чем страдает большинство современных писателей, а чтобы наоборот передать весь ужас и мрак происходящего. В городе умирают дети, черт возьми! Красивым и мягким стилем повествования тут и не пахнет. Потому даже моментами сильное приукрашивание в угоду наведения жути, прощается.

Детективная ветка весьма хороша, пусть и не такая закрученная, как у того же Несбе. Убийцу я так и не отгадала.

Главная героиня Камилла приезжает в родной город с целью расследования серии преступлений. Она останавливается у матери, с которой, как мы понимаем по ходу сюжета, очень натянутые отношения, так как Камилла в детстве подвергалась абьюзу с ее стороны. Казалось бы, логичным было бы снять номер в мотеле и не ехать в этот злополучный дом, где тебя будет на протяжении всего пребывания там корежить от ревности к младшей сестре и обиды на мать. Но мы не забываем, что наша Камилла обожает смаковать собственные травмы из прошлого, потому легких путей не ищет и заселяется к матери, которая ее не особо рада видеть. В чем мы ее очень сильно понимаем.

В доме помимо абьюзивной и холодной мамаши с ее тютей-мужем проживает еще и Эмма, младшая сестра Камиллы. И знаете, мне понравился ее персонаж, точнее то, с какой стороны она в итоге открылась перед Камиллой.

Вся такая домашняя девочка перед родителями, а на самом деле та еще оторва, курящая травку и издевающаяся над неугодными одноклассницами.

Конечно, все ее черты характера гипертрофированны, но это играет лишь на пользу данной героине, выставляя ее в нужном свете — как яркую и неоднозначную личность. Однако меня смутило то, что она в свои 12-13 лет все еще возится с кукольными домами, в особенности на фоне того, что находясь вне зоркого родительского глаза, она изо всех сил старается вести себя как «взрослая». Я предполагаю, что это может быть связано с ее намеренной «инфантилизацией» матерью,

страдающей синдромом Мюнгхаузена

Но даже с учетом этого смотрится очень странно и в целом не вяжется с ее персонажем.

Наша бедная несчастная 30-ти летняя Камилла, конечно же, исходит на дерьмо из-за ревности и зависти к 12-ти летнему ребенку, который купается в любви матери, что уже говорит нам о том, что перед нами точно такой же подросток в теле взрослой женщины.

И эпизод, где Эмма с Камиллой идут на вписку, хорошо показывает, что ментально наша ггшка недалеко ушла от малолетней сестры.

Соревнования за любовь с младшим ребенком в семье смотрятся органично в тех случаях, когда оба персонажа примерно равны по-возрасту, т.е либо они оба подростки, либо оба взрослые, ментально оставшиеся в возрасте 14-16 лет (коим и является наша Камилла). Но не в тех случаях, когда одному участнику процессу 13 лет, а второму 30+, Карл! Это выглядит настолько жалко и потешно, что к главной героине испытываешь не ту жалость, которую она всю книгу пытается выжать из читателя к себе, а лишь снисходительность как к человеку с глубокой умственной отсталостью, дескать что с него еще взять, он не виноват, что он такой. Я сомневаюсь, что именно такого эффекта Гиллиан добивалась намеренно, я ставлю на то, что у нее это вышло случайно, так как мы нигде не видим осуждения поведения ее героини. Только лишь бесконечные самокопания, где она наслаждается собственными страданиями, уверенная в том, что единственная на свете пережила такую боль, как нелюбовь матери. Эпизоды с селфхармом вызывали лишь испанский стыд, так как он максимально романтизирован, несмотря на утверждения об уродливости тела героини. Вырезанные на коже слова, которые Камилла так драматично вспоминает в значимые моменты — романтизация чистой воды, а не та реальная отвратительная сторона этого явления. Селфхарм в истинном своем проявлении - это ожоги, синяки, шишки, порезы и выдранные клоки волос, а не красивые слова. В общем, отвратительно, да и только.

Отдельным пунктом хочу выделить некоторые действия Камиллочки, которые взбесили меня больше, чем вытягивание пожалейки. А в этом действительно нужно постараться, поэтому здесь собралось все то, что я ненавижу в людях:

измена и оправдание группового сексуального насилия над собой в подростковом возрасте, дескать это она сама так захотела, и значит, что все девочки, которые в 11-13 лет участвуют в подобного рода «мероприятиях» сами этого хотят. Конечно, эпизод с изнасилованием можно списать на то, что она не хочет признавать, что это было именно насилие и потому скатывается в обвинительную позицию не только себя, но и других девочек, которые оказываются в подобных ситуациях. Делает ли это ситуацию лучше? Нет. Про измену, я думаю, пояснять не нужно.

Ну и в конце, конечно же, не обошлось без великолепнейшего в своей нелепости и тупости тропа «девы в беде». Такого героя, как Камилла, спасать вообще не хочется, если честно. Очередное давление на жалость, ни больше, ни меньше. Казалось, Гиллиан могла исправить ситуацию касательно Камиллы и ее инфантилизма, сделав концовку, где она противостоит абьюзу матери, прекратив наконец наматывать сопли на кулак и спасает ненавистную сестру, но нет, пожалейка важнее.

О персонаже матери говорить особо нечего. Да, она получилась весьма неплохой, и

синдром Мюнгхаузена

не так часто встретишь в книгах. Мне нравится, как передана мысль, что матери зачастую ждут от своих детей безусловной любви к себе, не понимая, что ребенок нуждается в твоей любви больше, чем ты в его. И эта ненависть к Камилле за то, что та якобы любила ее не так, как ей бы того хотелось, отлично показывает, что случается когда один ребенок решает завести второго. Поэтому неудивительно, что у такой инфантильной матери выросла такая же дочь. Схожесть Камиллы с матерью неплохо так проявилась в концовке, но было бы лучше, если бы она аккуратно вплеталась в сюжет на протяжении всей книги, а не только в конце.

Подводя итоги, хочу сказать, что читать можно. Сюжетные линия интригующая, и от нее трудно оторваться, пока не узнаешь все подводные камни, а их там много. Атмосфера тлена и беспомощности от нахождения в маленьком городе с жутким маньяком на месте. Ради этого можно потерпеть и главную героиню.