Больше рецензий

19 января 2024 г. 20:33

242

5

Не помню, откуда услышала об этой книге, но было уже поздно – тираж закончился. Долго её мониторила, чтобы купить с рук, потом в ночи, после 12-часового рабочего дня, ехала в какую-то жопу мира, там ещё пешочком – и вот она у меня. Внутри ждал сюрприз – предназначена для среднего и старшего школьного возраста. Как не поклонник подобной литературы я немного расстроилась, но пути назад уже не было – только не после того, через что прошла! Ха-ха-ха.

Низкий возрастной ценз ощущается, но не сильно. Из существенного, пожалуй, замалчивание некоторых моментов – например, детальное описание пыток или не такое глубокое погружение в переживания героя относительно новых условий жизни. Но тут нужно понимать, что книга переведена с немецкого, а в Европе всё-таки несколько другие представления о том, что можно рассказывать ребёнку и в каком возрасте – мне скучно не было. Из очевидного – несколько упрощённый стиль повествования, что в целом характерно для приключенческой литературы, и главный герой-подросток.

По сюжету, король Винландии обманным путём берёт в плен короля Монфиля и его 12-летнего сына Флорина. Короля с его свитой он размещает в темницах и периодически над ними издевается, а Флорина отдаёт в ученики Миму, придворному шуту, – чтобы унижать его прилюдно.

Наследный принц одновременно и страдает от своего нового положения, и анализирует свои чувства, и пытается адаптироваться и не забыть, кто он есть – это меня изначально и завлекло в книгу.

Я понимала, что автор вряд ли проведёт через все этапы распада личности, выделенные Бруно Беттельхеймом в книге «Люди в концлагере», хотя бы потому что аудитория книги не та, но некоторые параллели по итогу я смогла провести – Лили Таль удалось психологически точно, пусть и порой сглаживая углы, передать состояние Флорина, оказавшегося не только в условиях, малопригодных для нормальной физической жизни (промозглое помещение, необходимость спать на полу, ледяная вода для мытья, постоянное чувство голода), так ещё и подрывающих психическое состояние. Королевские одежды Флорину приходится сменить на костюм шута, слушаться Мима, учиться его мастерству, развлекать короля – и думать о том, что жизнь ему больше не принадлежит, что нет больше свободы выбора.

Поначалу Флорину кажется, что он будет сопротивляться, что гордость – единственное, что у него осталось, поэтому он не будет подчиняться. Потом начинает задаваться вопросом: а стоит ли гордость той цены, которую приходится платить за неё, и что на самом деле подразумевается под этим чувством. Потеряет ли он уважение к себе, если просто попытается адаптироваться. Что заставляет его чувствовать себя униженным, если шут – это такая же работа, как все остальные. А поварёнок с кухни вообще считает, что Миму живётся даже лучше – чем не возможность посмотреть на свою жизнь под другим углом.

И я имею в виду не только мысли Флорина, но и свои как читателя – для меня это стало главным достоинством книги. Как понимаете, автор озаботилась и ростом персонажа, и мотивацией его поступков – всё, как я люблю. Не будет однозначно отрицательных героев и морализаторства – только вопросы/реплики, заставляющие подумать над ситуацией.

Кроме того, история довольно динамичная с хорошо переданной атмосферой Средневековья, особенно касательно устройства жизни в замке: внутреннее убранство, работа слуг, развлечения – в том числе подробности шутовского искусства и печальной судьбы Мима, но Таль покажет и других представителей этой профессии: в замок на праздник съедутся гости из соседних королевств.

В общем, зачётная книжка, хоть и типа для детей. Очень жаль, что в своё время её плохо рекламировали.

Когда на следующий день всё ещё возмущённый Флорин рассказал Бенцо о походах шута в темницы, тот не понял его негодования.
– Да это проще пареной репы, – сказал он. – Если кухмейстер велит «готовь суп!», я готовлю суп. «Вари кашу!» – я варю кашу. Если король велит шуту «издевайся над заключёнными!», то он так и поступает. Это его работа.

– Предмет, взгляни на него сверху или снизу, совсем не одно и то же, – пробормотал он.
– Какое верное замечание, – прошептал в ответ Мим. – Возьми, к примеру, Марса: сверху серебряный графин, а снизу – ночной горшок.

Прочитана в рамках игры «Собери их всех» (тыгыдык).