Больше рецензий

19 января 2024 г. 16:50

979

3

Очень двоякие ощущения. Прочитала быстро, но ощущения при этом были некомфортные.

Часть первая, Вашингтонская площадь.

Эта, пожалуй, оказалась для меня самой непростой для чтения. Потому что тихо беситься от убожества главного героя становилось тяжелее и тяжелее. Глупый, избалованный, трусливый и эгоистичный, при этом с претензией на глубину, Дэвид меня очень раздражал, лицемерный слизняк Эдвард начал бесить с первой строчки, что поначалу даже казалось иррациональным. Чарльз, что поначалу ок, впоследствии тоже начинает надоедать своей щенячьей влюблённостью, но реабилитируется хотя бы в конце. Только к деду негатива не было.

И вот, когда я уже в предвкушении ожидала, что идиот-ГГ получит по заслугам, история оборвалась. Это вроде как фишка тут, но иначе как фрустрацией я свои ощущения описать не могу. Да и сама история - романчик бульварного толка.

Часть вторая, Липо-вао-нахеле.

Здесь мне будто задышалось легче, главный герой, опять Дэвид, прямо скажем, человек не самый волевой, однако хороший, нейтральный рассказчик. Их союз с Чарльзом понравился, к тому же были тут как будто очень чуждые Ханье зачатки юмора - в сценах их знакомства - а это всегда хорошо. Фоном вечеринка в честь умирающего друга Чарльза во времени и ситуации, перекликающейся с эпидемией СПИДа в 80-х. С тревожно-обречённым, но глазурованным ощущением полноты жизни, настроением. Это было хорошо.

Но тут врывается вторая глава в виде длинного письма Дэвиду от его папки, тоже Дэвида. И вот этот Дэвид достоин тёзки из первой части. Образец редкостного безволия и бараньего упрямства, любви к сыну и патологической неспособности не то что о нём позаботиться, но и даже не вредить, персонаж-противоречие. Эта глава-жизнеописание Дэвида-старшего душная, скучная и глупая, а когда начался весь этот бред с собственно Липо-вао-нахеле, хотелось прихлопнуть и Дэвида, и бездаря-фанатика Эдварда.

Как водится, история обрывается в случае обоих ГГ, ни развязки, ни морали я не нашла.

Часть третья, Восьмая Зона.

Тоже разделена на две ветки.

Девушка Чарли во времена бесконечных пандемий и полицейского государства и история жизни её деда Чарльза, рассказанная в письмах другу.

Эта часть мне показалась наиболее удачной. В ней и элементы притчи, и фантастики, и антиутопии, и семейной драмы. И ничего друг другу не мешает. Интересные вопросы поднимаются - а что если правда в условиях всемирных катастроф выживут не лучшие, а худшие, сероморальные, а то и вовсе гады? Как благими намерениями создать ад? Почему, если каждое твоё действие оправдано, в итоге получается всё равно чудовище?

Читать было тяжелее морально. Настроение тревожное, страшное, безнадёжное. Здесь и в это время антиутопии про тотальный контроль давят на психику, но было интересно. Причём удачны обе линии. Чарльзовы письма отлично иллюстрируют скатывание нормы к чему-то ужасному (чем-то напомнило британский сериал Years and years), история Чарли тоже хороша в своей локализованности.

Бесячий Дэвид тоже был - в этот раз оказался сыном Чарльза, аки Г. Турнберг, только неудачливый, говорящий местами правильные вещи, но базирующий своё мировоззрение на невежестве, в итоге ещё и вырождающийся в ничтожество и террориста.

Зато Эдвард тут прелесть, их короткая и грустная история с Фрицем - одна из немногих трогательных для меня вещей на весь роман. А то и единственная.

Ещё и оборванная концовка в этой части показалась уместной и даже драматургически оправданной.

В общем, книга не без плюсов - лёгкий слог назвала бы первым из них, но для меня это три разных произведения, а законченным и полным я могу назвать только одно. С главными героями не очень сложилось. Поняла, что Ханья всё-таки не мой автор. Я уверена, что никогда не захочу ни перечитать это, ни порекомендовать от души. Тем не менее, думаю, это не последняя книга Янагихары в моей читательской жизни.