Больше рецензий

cat_on_the_shelf

Эксперт

Чаще читаю малоизвестное

19 января 2024 г. 07:44

171

4.5 Скучно и непонятно (нет)

Эта книга напоминает известный анекдот:

- Можно с вами познакомиться?
- Нет.
- Почему?
- Мне с вами будет уже скучно, а вам со мной непонятно.
- Почему?
- Потому что мне уже скучно, а вам уже непонятно.

Турцию многие знают поверхностно - по курортам, сериалам и школьным урокам истории. Есть ли смысл изучать ее по общению с людьми - возможно, только эти люди должны быть разными, а ведь в жизни каждый из нас общается с более-менее ровней. Читая «Снег», мне приходили в голову мысли, что сложно изучать Россию по творчеству Достоевского. Сравнивать Достоевского и Орхана Памука, наверное, не совсем правильно, но очевидно, что перед нами нечто необычное.

В «Снеге» читателю предстоит встретиться с поэтами, журналистами, религиозными фанатиками, восторженными студентами, сотрудниками разведки, актерами, крестьянами и даже бездомным псом. За краткие три дня поэту-эмигранту Ка, на время вернувшемуся в Турцию из Германии, в захолустном городе его детства предстоит пережить то, чего не было в предыдущие лет десять его жизни. Он пообщается с родственниками девушек, совершивших самоубийство, полицейскими, прежними знакомыми, любопытствующими и даже исламскими террористами, прочтет со сцены свои стихи, которые не писал в эмиграции, но снова начал в заснеженном бедном Карсе, будет пылать страстью, обманывать и предавать, обсуждать самоубийства, веровать в Аллаха и сомневаться в его существовании. Почему мне на ум пришел Достоевский - большая часть книг, которую я читаю, составляют книги светские, и только у Достоевского поиск Бога в душе и жизни составляет такую неотъемлемую часть повествования, что ее невозможно проигнорировать или выбросить из книг. Так и тут, если выбросить из книги Бога, от нее мало чего останется. «Снег» Памука одновременно скучен и интересен, реалистичен и нереален, повседневен и абсурден. Читая эту книгу, недоумеваешь, неужели ислам так всеобъемлющ, не слишком веришь в любовь Ка и Ипек, удивляешься роли террориста Ладживерта, неприятно изумляешься фрагментам про турецкий театр, впитываешь главы, написанные как бы после смерти главного героя (писатель здесь - знакомый и «биограф» Ка), восхищаешься замыслу автора рассказать о стихах, но не приводить их в книге - тетрадь со стихами по сюжету исчезла, они так и не были изданы. Одна книга не заставит по-другому воспринимать целую страну и не заменит живого общения с ее гражданами, но те же самые слова, имена и события начинают восприниматься немного по-другому, приобретают эмоциональный оттенок. Возможно, за это Памуку и дали Нобелевскую премию.

Если все написанное выше свести в одно предложение, то книгу стоит прочитать, но сделать это будет непросто.