Больше рецензий

17 января 2024 г. 15:38

326

4

Книга Мо Яня- это весь 20 век на примере одной очень большой семьи китайских крестьян. Кровавое, тяжелое время... Китаю пришлось за несколько десятилетий, фактически, пережить период от феодального строя до современности- у Европы это заняло столетия.
И, как обычно, это прежде всего ужасы режима Мао- революция и последующая неразбериха- тот, кто сегодня начальник, завтра - враг народа, и череда эта бесконечна; репрессии, убийства, пытки... Особенно интересно было читать о создании школ и патриотическом воспитании школьников- вот плакаты и разъяснения к ним, а вот уцелевшие свидетели, которые рассказывают обратное...
Тут и Культурная революция- в деревне классовыми врагами оказываются учителя и просто те, кто не понравились хунвэйбинам ( дети и молодежь, получившие оружие и безграничную власть, убивающие без суда и следствия). Исчезла музыка, выступления артистов, жгли книги- все с целью "классовой борьбы". В позорных колпаках идут по селению "классовые враги"- это шествие "уродов и нечисти".
Читать все это можно только благодаря особому стилю писателя- черный юмор, гротеск сглаживают впечатление.
Но эта книга настолько близка по стилю к "Жестяному барабану" Гюнтера Грасса, что порой мне казалось- не только навеяно, но даже заимствовано местами! Когда-то Грасс так поразил меня своей книгой, да и все приемы там те же, что такое явное сходство с его романом мне не понравилось. Куда больше по душе мне пришлась книга Яня "Устал рождаться и умирать" - Мо Янь - Устал рождаться и умирать . В ней много красивых описаний- луга, звезды, прекрасные лошади, хотя и ужасов режима Мао там тоже предостаточно; да и сама идея реинкарнации героя в той же деревне, в том же 20 веке, но каждый раз в теле нового животного, мне понравилась.
В романе "Большая грудь, широкий зад" повествование приходит, наконец, к 80-м годам- к стремительно развивающемуся обществу потребления, с его бесстыдством и стяжательством: тут и кумовство, и коррупция, и обман - да в сущности, то же, что и было раньше, только в красивой фольге...
Последняя часть неожиданно описывает детство и молодость женщины- главы рода- это период с 1900 и до 2 Мировой Войны; как раз начинается книга с набега "японских дьяволов" ( Япония захватила Китай в конце 30-х годов 20 века).
Китайцы издавна ценили цикличность в своих сказаниях, этого принципа и придерживался Мо Янь.
Несомненно, Нобелевская премия вполне им заслужена- он описал историю своей страны, и доступны его книги не только китайцам.