Больше рецензий

7 августа 2014 г. 09:57

78

4

Книга культурологическая, поэтому нужно сделать одно-два, как раньше писали, "предварительных замечания"...
Три типа дворцов, выделяемых автором: "святилище", "произведение искусства" и "идеологема", - на самом деле типы не дворцов, а, как бы это сказать... три типа осмысления оных дворцов примерно на момент создания. Дворец - это архитектурный объект, сооружение, предназначенное для пребывания монарха и его двора. Предшественники дворцов: зАмки, наследники - разноообразные дома конгрессов и правительств. Это если смотреть упрощенно-архитектурно. И систематика с архитектурной точки зрения получается другая. Другое дело в том, что пока стоит дворец, может смениться несколько десятков поколений, произойти две-три смены политического строя, дворец за это время успевает стать музеем, складом, кинотеатром, мэрией, снова музеем, жилым домом... Архитектуру (как научную дисциплину) не интересует, что именно происходило во дворце (если там не было изменения планировок или других перестроек). И более того, не интересует, почему именно так это происходило. А вот культурологию как раз это "что" - "почему" и интересует. С точки зрения истории культуры (ключевое слово "история"). Интересует также "как" это происходило (с точки зрения культурной антропологии). А еще, - потому что культурология с момента основания пытается усидеть между двух стульев, антропологического и философского, - интересует поймать самые общие принципы отношения к Дворцу. Общие для разных людей в одно время. То есть какие-то общие вещи, связывающие разные отношения, восприятия, действия в единую культурную ткань (или в единое "пространство культуры").
Ну вот... Любопытствующим - welcome к прочтению.