Больше рецензий

15 января 2024 г. 23:42

185

4 Спойлер Умберто Эко- разрушитель романтики средневековья.

Умберто Эко очень образованный и очень многословный, и надо иметь терпение, чтобы добраться до сути того, что же он хочет сказать своим романом.

В "Острове накануне" очень много истории и ты долго не понимаешь, зачем? Вообще, в романах Эко не всё понимаешь, надеясь, что вот в следующий раз... (Оказалось, что это роман про время и пространство, как сказал сам автор). Часть глав, кстати, были названы в честь некоторых средневековых книг.

Роман я сначала читала, потом появилась возможность его слушать и я с радостью воспользовалась чередованием, зная, что чтецы часто своими интонациями, паузами в нужных местах, помогают понять произведение лучше, чем если ты читаешь сама. Например, с помощью Ивана Литвинова (чтец) я вспомнила, что у Умберто Эко в книге много юмора. Когда читала сама, многое упускала из виду.

В принципе, после "Имени розы" и "Маятника Фуко", я думала, что вряд ли мне понравится следующий роман автора. Но начало меня увлекло  (особенно главы про Роберта (главный герой), глава о его воспитании, вооброжаемом брате Ферранте, очень красочная глава, когда Роберт обнаружил на корабле растения и птиц).

Очень психологически интересными оказались главы с описанием характеров и поступков героев, Роберта, отца иезуита, брата Ферранта. Удивило раскрытие того, как герой подличал, чтобы не быть раскрытым - прям мастер-класс для мерзавцев.

История Роберта и Ферранта- это параллельные миры, альтернативное время. Раньше про это говорили: шизофрения.

«Как же так, – спросил он себя. – Я поддался соблазну проживать жизнь сквозь Ферранта, а теперь мне приходится видеть, что на самом деле это я являюсь для Ферранта посредником, и пока я тут строю воздушные замки, он в реальности переживает то, что я даю ему возможность переживать!»

Фантазии Умберто Эко слишком сложные для меня. Иногда это кажется вообще бредом, нагромождением знаний, цитат, выдумок, фантасмагорий, графоманства. Тогда я думаю: и зачем я это читаю? Но потом опять втягиваюсь. Мне нравятся какие-то эпизоды, какие-то образы, мысли, но всё  это погибает под грузом множества слов. Думаю, что понравится следующий роман, собираюсь покупать книги и перечитывать, но потом понимаю: нет, не надо. Не хочу. Слишком всё это слишком:)

Из книги в книгу У. Эко что-нибудь да систематизирует, всегда найдёт, что подробно перечислить (как в 9 главе "Подзорная труба Аристотеля"). Пусть даже это будет множество синонимов:))

Зачастую устаёшь от философствований автора, который свою любовь к славословию приписывал какому-нибудь из героев, зачастую этим грешил гг.  Автор не знал в этом меры. Для меня это было настолько лишним, что портило всё впечатление от книги.

Зато понравилось, что действие происходит в эпоху мушкетёров и кардинала Ришелье:) Автору действительно удалось передать атмосферу средневековья и жизни разных слоёв населения Европы 17 века.

Ещё понравилась мысль о метафорах, их создании, красивых названиях всему сущему (об этом написано в той же 9 главе романа). Но именно эта глава доказывает, на мой взгляд, что Эко- не Моцарт литературы, а Сальери. Стойкое ощущение этого возникло именно в 9 главе. Хотя впервые эта мысль меня посетила еще при чтении "Маятника Фуко", где под видом рассказа о героях, Эко честно рассказал о манере своей работы (карточки на разные темы, собирание цитат и т.д.)

Многие главы- это поучения Роберту от имени разных героев и философские размышления. Особенно удивила актуальность советов в 11 главе. Наверное, Эко и сам им следовал?:)

Читать роман надо махом, на мой взгляд, не отвлекаясь надолго от книги, иначе, проникнувшись атмосферой романа, из-за сложности текста и многословия автора, вы перестанете чувствовать и понимать происходящее. И, кстати, мне очень понравилось слушать книгу в исполнении Ивана Литвинова, а самые понравившиеся места перечитывать в эл. формате книги. Но были и ужасные, мерзкие главы, которые хотелось пролистнуть, (про болезни, ад и т.п.). Умберто Эко-  разрушитель романтики средневековья и после его романов вряд ли кому захочется прокатиться на машине времени в Европу 17 века. Зато все читатели Эко выучат историю средних веков, хотят они того или нет:)