Больше рецензий

15 января 2024 г. 20:30

266

4 Мои впечатления о книге

Наверное, прежде чем рецензировать книгу, нужно посмотреть на годы ее написания: 1967-1968, 1980-1983 годы. А впервые она опубликована только в 1985 году. Трудная книга. И очень похоже, что и автору она давалась тяжело. Очень многие события он не просто видел, он их переживал. Осенью 1942 года вместе с семьей был угнан на принудительные работы в Германию. Находился и в лагере, и в помещичьей усадьбе в деревне. В начале марта 1945 освобожден англо-американскими войсками. Затем вывезен в Бельгию. Опасение репрессий привело к побегу из лагеря, смене фамилии и смене мест жительства - вначале в Бельгии, позднее в Аргентине. И только в 1957 году он возвращается в СССР.
Роман «Сладостно и почетно» относят к общей тетралогии о Великой Отечественной войне. Но если задуматься о связи «Перекрестка» и «Тьмы в полдень» с представленной книгой, то находишь только одну связь - Людмилу Земцову. Даже ее воспоминания о прежних временах, о той же Татьяне, как-то сложно привязать к германской действительности. Скорее, нужно именно Людмилу считать в какой-то степени основанием для возможности издания книги. Представьте, шестидесятые годы несут свои ограничения, в том числе идеологического характера. Крамольная с первого взгляда любовь немецкого капитана и девушки-комсомолки - это, как ни странно, своеобразный мост между разными системами.
Сюжетная линия - набор из разрывов и представлений типичных участников немецкого сопротивления, разросшегося на волне переломных поражений германской армии. В первую очередь, это Сталинград и Курская битва. Автор представил великолепно собранный и обработанный материал. Еще совсем немного и могла получиться своеобразная сага. Но сложности возникают в представлении героев. Хотя их не так уж и много.
Трудно выразить симпатии или антипатии к героям. И получается, что автор на основе своих личных представлений показал что-то хаотичное и, это главное, бесцельное, но собранное из тех людей, которых очень часто представляют, как героев немецкого сопротивления. Скорее всего, реальными героями были те, о которых мы знаем, по крайней мере, очень мало. Слепухин показал представителей «благородных родов», которые банально стремятся уничтожить одного тирана, ненавистного для них Гитлера. Они просто не могут по-другому. Да, среди них есть те, кто изначально относился негативно к нацистской идее. Но и они, и те, кто стали убежденными противниками Гитлера под давлением разгромов на фронте, просто не знают, что им делать дальше. Получится, тогда будем работать, а если не получится…? Они словно готовы вступить в своеобразный клуб по самоуничтожению. Ради чего? Ради Германии. И даже главный герой Дорнбергер настаивает именно на этом.
Автор только намекает, что реализация задумок этого размытого заговора неминуемо могла привести к одному - появлению нового правительства, скорее всего под контролем Гиммлера, и проведению скоротечных переговоров на Западе. И получается, что «спасенная» Германия, только в союзе с Западом, вполне могла продолжить войну на Востоке. А что? Рассекреченные планы поздних времен подтверждают потенциальную готовность отдельных стран воевать дальше. Только поменяв главного врага!
Конечно, были и те, кто соглашался с переговорами на Востоке. Но сколько их было? И кто уверенно считал себя заговорщиком? И даже милый Штольниц работает в интересах Канариса. И даже не знает, во имя чего. Вот тут автор отлично показал, что огромная проведенная работа была даже не организована должным образом. Задумайтесь, разве было бы лучше, если у них что-то получилось? Заговорщики без цели не нужны. Иначе на месте этих идеалистов однозначно могли появиться более страшные фигуры. В Германии они имелись.
Кажется, что автор, в конце концов, начинает понимать, что он слишком увлекся только заговорщиками. Появляется его желание связать Людмилу с теми, кто имеет и цели, и задачи. Но это все проходит как-то мельком. Скорее автор показывает, что он не так много знает о подпольной борьбе настоящего сопротивления, скрытой все военные годы.
Очень странно выписаны отношения капитана Дорнбергера и Людмилы. «Белобандит» Кирилл Андреевич Болховитинов из «Тьмы в полдень» показан так, что его можно даже простить за то, что он пытается занять место Сережи. Этот человек, работающий на немцев, показывает больше любви к покинутой его родителями России. Любовь к Германии заговорщиков не совсем естественна. А скомканный и неопределенный переход в отношениях Эриха и Людмилы выглядит ненужным элементом в представляемых событиях. Может быть, сыграло то обстоятельство, что Таня и Людмила - две противоположности?
Как-то сбоку стоят картины уничтожения Дрездена. С одной стороны жестоко показано, что в плане человечности наши тогдашние союзники были не намного лучше нацистов. Но в этом плане есть множество работ. Удары авиации по мирным центрам городов были ударами не по немцам, а по… СССР. Так был разрушен не только Дрезден. Последствия налетов союзников можно до сих пор увидеть в нашем Калининграде. Политика для англо-саксов - всегда выше человечности. И тут автор абсолютно прав.
Думаю, что неувязки, описки и перескоки в изложении связаны с трудностями автора по дальнейшему представлению книги. Ведь Слепухин попробовал коснуться тех вопросов, с которыми наш читатель был ранее не знаком. Что касается ее современного представления, то она уже «опоздала». Мы не можем знать, как относился бы ко многим вопросам сам автор - к сожалению, его нет уже многие годы. Книга, в любом случае, оригинальна, содержит многие интересные моменты. В целом, читается достаточно легко. Это большой и новаторский труд, который не может оставить читателей безразличными.