Больше рецензий

15 января 2024 г. 19:34

84

4.5

Книга принесёт массу удовольствия и большую пользу для любителей средневековых иллюминированных рукописей. Читатель получает возможность заглянуть хотя бы бегло, краем глаза, в книги, хранящиеся в известных музеях, знаменитых библиотеках (в том числе в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина) и в частных собраниях. В книге приведены не только фотографии рукописей, но и библиотечных зданий и читальных залов (эти фотографии тоже считаются иллюстрациями), где работал автор.

В частности, подпись к фотографии фасада ГПБ (вид с площади Островского) снабжена указанием местонахождения читального зала рукописей внутри здания. Видимо, автор хотел доказать читателям, что он действительно там был. Другого объяснения этому совершенно излишнему и странному примечанию я найти не смог. Но можно ли не доверять человеку, который был даже в музее Конде в Шантийи и держал в руках Великолепный часослов герцога Беррийского? Конечно нельзя.

Автор с уважением относится к читателям и разговаривает с ними, как с равными, - ни малейшего оттенка превосходства. Он - настоящий профессор.

В книге рассказывается история многих рукописей, начиная со сложного процесса их изготовления и кончая описанием приключений этих манускриптов на долгом их пути к местам, где они находятся сегодня.

Есть одна серьёзная с моей точки зрения недоработка. В списке иллюстраций (это 17,5 страниц крупным шрифтом) нет номеров страниц, на которых находятся иллюстрации. Сам список тоже не пронумерован и написан так, что количество иллюстраций трудно даже сосчитать. У меня получилось около двухсот сорока. Пользоваться таким списком невозможно, если не написать там эти номера страниц самостоятельно. Что я и сделал (жизнь заставляет многое делать добровольно, как сказал С. Е. Лец), несколько десятков раз перелистав весь том. Кстати, это один из способов чтения книги, по-моему, не самый плохой. Правда и не самый лёгкий.