Больше рецензий

15 января 2024 г. 15:47

625

3 Спойлер ‘Шагреневая кожа’ Оноре де Бальзак; или мемуары психопата.

Это было моё знакомство с Оноре де Бальзаком и оно прошло двояко, не смотря на то, насколько сильно я люблю французов. Думаю, данный роман нужно читать вкупе с романом ‘Портрет Дориана Грейя’ О. Уайлда, поскольку темы одинаковые, как в точности заметила и Елена Демьянова. Только если у Уайлда главный герой гниет нравственно, то у Бальзака главный герой нравственности лишен с рождения и это переходит на более материальные ценности.


Слог у французов мне нравился всегда  и Бальзак не стал исключением, хотя к концу книги я уже устал от его, не всегда уместного, объёма. Роман нарочит различными описаниями, бесподобными - это правда, но вскоре это напрягает, особенно, когда пытаешься вычитать важные посылы, а не просто описания Парижа. Атмосфера в книге представлена мрачным Парижем, усеянного различными пороками, где главный герой романа, как будто, самый выдающийся дефект мирового общества( вы же знаете, где Париж с его модными тенденциями, там и весь мир). В первой части романа все было прекрасно: загадочный незнакомец, о котором нам повествует рассказчик, депрессивный и угрюмый Париж, пространные нравственные, и конечно же морализаторские (Бальзак же француз), размышления, политические и социальные мысли насчёт обстановки в Париже девятнадцатого века. Но все это стёр подчистую Оноре де Бальзак второй и третьей частями романа.


Во второй части произведения мы знакомимся с главным героем романа: Рафаэлем де Валантеном, - омерзительным и нарциссическим психопатом. Я прочитал не мало книг и скажу, что главный герой произведения у меня стоит наравне с Гумпертом из романа ‘Лолита’ В.Набокова, но даже этот педофил-насильник меня так не бесил, как выводил из себя Рафаэль. Г-н де Валантен представляет собой смесь идей Фрейда (Фрейда ещё не было и в помине, но идеи схожие), обычного среднестатистического патриархального склада мыслей мужчины и Поднебесного, взрывоопасное сочетание, не правда  ли? Но, к сожалению, это ещё не всё: Рафаэль глубоко травмированный мальчик, у которого умерла мать, а его властный, холодный отец воспитывал и учил его в строгости, выходящей за пределы допустимого. Рафаэль рос в атмосфере жадности к деньгам, так как их род обанкротился после поражения Наполеона и революции во Франции, в ненависти к своему положению и зависти к статусу других, что и сделало его прекрасным (нет) нарциссом.

Вторая часть романа представлена словно исповедью, в которой мы наблюдаем за ростом главного героя, из ребенка в уже взрослого мужчину. И можем наблюдать за всем тем, извините, дерьмом, иначе это нельзя более точно описать, которое он творил. Начнем с того, как он манипулировал и пользовался чувствами, тогда еще маленькой девочки Полины. Он сначала эксплуатировал её добротой, после чего она стала убираться за бесплатно в мансарде, где жил Рафаэль какое-то время. Когда же Рафаэль понял, что Полина в него влюблена, то вдобавок просил у неё денег «взаймы», а, тем временем, она работала ночами напролет, чтобы и ему давать деньги, и за его номер платить( так как он был в долгах) и за еду, которой он ел предостаточно, но за которую не платил. Потом он встречает г-жу Феодору, властную и холодную (не напоминает образ папочки?), но очень богатую( собственно, только из-за этого Рафаэль ею по-настоящему заинтересовался, кто бы что ни говорил). Рассказывать даже вкратце их взаимоотношения не стану, ибо мы тут задержимся на долго. Но меня, мягко говоря, смутил один факт, о котором не писал и не говорил никто в своих отзывах на книгу. Я прочитал порядка двадцати рецензий на лайфлибе и ни один человек из них не написал, что Рафаэль преследовал Феодору. И всё это достигло такого апогея, что он спрятался за шторами в её спальне и смотрел за её «вечерней рутиной», назовем это так. Вскоре она легла спать и этот экспонат сел на пол, оперевшись об кровать, и смотрел как девушка спит. Выводы делайте сами о нём, мои уже сделаны.


Комментарии


Советую вам начать с Гобсека, это творение, не подходит для первого знакомства, оно слишком не типичное для О де Бальзака.