Больше рецензий

15 января 2024 г. 15:13

152

4.5 "Я обращалась к книгам, так как они были единственным известным мне убежищем"

Начну с признания: я почти ничего не читала у Владимира Набокова, кроме той самой “Лолиты”, которая упоминается в названии этой книги. И опасалась, что эта история будет полна отсылок к его творчеству, которые я просто не смогу понять. Но все мои опасения забылись уже на первых страницах.

В этой книге две главные составляющие: рассказ о жизни простых тегеранцев в период Исламской революции и после него, и анализ известных произведений литературы.

Азар Нафиси после окончания университета возвращается в родной Тегеран, чтобы преподавать зарубежную литературу иранским студентам.

Набоков, Джеймс, Остин и многие другие авторы занимают умы молодых людей в кабинетах университета, а за его стенами разворачивается Исламская революция.

Рассказывая о своей жизни и жизни своих студентов в те годы, Азар Нафиси все время обращается к великим произведениям литературы, проводя удивительные по своей силе параллели

Парадокс, но именно романы, с помощью которых мы спасались от реальности, в итоге заставили нас усомниться в ней и начать анализировать ее, хотя прежде мы были беспомощны и не могли подобрать слов для ее описания

Спустя несколько лет борьбы, попыток найти способ существовать в этом меняющемся мире, Азар Нафиси увольняется из университета и продолжает вести уроки литературы на дому для своих особенно одаренных студенток.

Этот глоток свободы, разлитой в профессорской гостиной, - то немногое, что девушкам пока еще позволяется в новой реальности при новом режиме, впрочем позволяется только потому, что никто не вникает в то, что они изучают и о чем говорят, ведь большинство книг, которые они обсуждают, давно запрещены в Иране.

Это книга о литературе и о не свободе, о женщинах и их борьбе за свое будущее, о простой жизни и сложных решениях.

А еще после прочтения этой книги у вас точно появится целый список произведений, которые хочется прочесть впервые или перечитать.