Больше рецензий

14 января 2024 г. 00:16

38

5

Казалось бы, что может быть необычного в православной иконе? Особенно в русской, которую веками пишут в традиционном стиле? Действительно – ничего. «Окно в духовный мир» не чета западным картинам, где нередко встречаются затейливые моменты, которые без подготовки не поймёшь. Нашу икону я «считываю», надо только заставить мозги работать.
Но я думала, что существует некий канон, регламентирующий, что можно писать на иконе, а что нет. А оказалось, такого нет. Только ещё в 1722 г. «была официально запрещена иконография, “противныя естеству“», однако эти ограничения «не остановили фантазию иконописцев.» Вот мы и видим Христофора с собачьей головой, Богородицу-троеручницу и Богородицу-русалку, Иисуса-рыбу… Улыбнулась с «древних мудрецов» – Платона, Архимеда, Орфея и т.д. – якобы предсказавших рождение Иисуса и потому попавших на иконы.
Но некоторые вещи вправду выглядят если не дико, то удивительно. Тут я консервативна (я даже не воспринимаю живопись Васнецова, Нестерова, Петрова-Водкина как иконы). Мне странно видеть с нимбами не канонизированных личностей (и не только одиозных), противостояние «святой Руси» и «адского Запада» и всяческие «плачи по эмбриону». Не понятны не официальные иконы, где вообще – кого и что хочу, то и изображаю.