Больше рецензий

13 января 2024 г. 18:41

24

4

Все смешалось в доме Колычевых. Строптивые новгородцы были за ослабление Москвы, а Степан Иванович - за укрепление самодержавия. Но вот его сын Фёдор не пришелся ко двору. Ему бы в тишине книги читать да размышлять о "невольной греховности своего высокого происхождения" и тяжелой доле крестьян, а не лебезить, гнуться и лукавить. Автор меня запутал: Фёдору Степановичу, когда его приставили к юному великому князю Ивану Васильевичу, было уже под 30 лет, но до этого он не состоял ни на какой службе. Как так?.. Но находясь рядом с придворными, он душевно терзался: "стоять за них значит купаться в той же грязи..., пятнать себя той же кровью..., погрязать в разгуле и разврате, губить свое тело, душу и разум. Оставаться чистым и незапятнанным в этом омуте нельзя." На мой взгляд, нравы, царящие в Московском государстве, автор описал (роман 1890 г.) в сильно черных красках: голые бабы, выбегающие из бани и зазывающие мужиков, встречающиеся на каждом шагу женоподобные юноши... Фёдор Колычев не был рожден для мирской жизни, в 1537 г. он ушел на Соловки.
...В 8 лет Иван Грозный лишился любящих и любимых людей, оставшись один на один с боярской кликой. Царь с детства был умным, наблюдательным, но склонным к разврату и жестокости. На всеобщее благо рядом с ним появились суровый, правдивый и смелый Сильвестр и готовый "душу свою за народ положить" Адашев. Ради заботы об отечестве, во время болезни Ивана, они примут сторону Старицких. Царь этого не забудет... А после смерти любимой Анастасии, начнутся оргии и казни.
Как писал Павел Ковалевский (но я с ним не согласна): «Иоанн по характеру был трость, колеблемая ветром... Он в кружке Сильвестра, Адашева, Анастасии и Макария был царем правым, чистым, любящим и заботливым отцом.» А как появились подле государя «вместо Сильвестра - Малюта Скуратов, вместо Макария - Василий Грязной, вместо Адашева - Алексей Басманов, вместо Анастасии - Фёдор Басманов, то из Иоанна вышел убийца и кровожадный человек.»
Став митрополитом, Филипп Колычев надеялся воззвать к душе царя, доносить до него правду. Он хотел видеть русскую землю единой и неделимой с праведным правителем во главе. Иван Грозный не желал вмешательства в самодержавные дела, из серии "я царь - что хочу, то ворочу." Оклеветать Филиппа было легче легкого, тем более, Грозного трясло от слов измена, бояре, Литва и Новгород.