Больше рецензий

13 января 2024 г. 18:15

85

3

Чтение шло через силу и ужасно тяжело. В предисловии сразу предупредили: Берберова врет открыто, делая вид, что так и надо, - она написала художественную автобиографию. Вот так. А люди обиделись. И я тоже. Нина Николаевна Берберова (26.07/08.08.1901 - 26.09.1993) - "все умрут, а я останусь" - ни о ком не написала хорошего слова. Вообще. Гадость какая-то. Я где-то прочитала: "Те из советских людей, кому удастся прочитать ее (в 1972 г. вышло 1-е издание), придут в восторг от описания русской эмиграции, о жизни которых они ничего прежде не слышали. А большинство тех, которые в той самой эмиграции жили, возмутятся - в каком нелестном свете, иногда зло, фактически оболгав, выставила писательница многих видных представителей русского зарубежья, и какими яркими лучами непогрешимости выставила себя. Некоторые даже назовут "Курсив" самой грязной книгой об эмиграции." Я полностью согласна с автором статьи. Если Ирина Одоевцева просто играет в великую поэтессу, то Берберова претендует на звание первой дамы русского литературного зарубежья. Настойчивости, воли, хватки, умения заводить нужные знакомства, ума ей не занимать. Как человек симпатии не вызывает. Ладно, нет никаких чувств к России, к Родине ("Нет поэта без Родины", - сказал Есенин) - бывает (она же не Набоков, чьи стихи пронизаны болью и тоской). Но как можно так зло, мстительно, гадостно (и при этом словно невзначай) написать о тех, с кем дружила? Да, многие эмигранты после Второй мировой перестали с ней здороваться - за симпатии к Гитлеру (поэтому Берберовой и пришлось уехать в США). Конечно, в книге описано все по-другому. Но Ходасевич в чем виноват? Ведь он привел Нину в литературу: Владислав влюбился, а у Гумилёва был хороший вкус (по Гумилёву Берберова тоже прошлась, не забыв и не простив, что он на нее не "клюнул").