Больше рецензий

marmonstro

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2024 г. 16:36

55

3.5 Мужчины говорят о женщинах

Мужчины, один — кардинал-католик, а другой — профессор, писатель, журналист неопределившийся, написали друг другу четыре пары писем, и половина их — о женщинах. Вот уж правда, есть что-то неизменное в мире!

Публицистика Умберто Эко нравится мне больше, чем его художественная проза, несмотря на то что романы принято хвалить. Я знаю о том, что синьор Эко — брюзга, мне это не мешает, потому что ворчание обычно сдобрено «профессорским юмором», но здесь юмора нет совсем. То ли чтобы продемонстрировать уважение к собеседнику (всё-таки князь церкви, оракул, хоть синьор Эко отказывается видеть в нём клирика и называе по имени), то ли его стесняет формат и тематика текстов. Беседа всё-таки серьёзная! В этот раз мне не понравилось, как написано и что написано, хотя было любопытно ознакомиться.
Карло Мария Мартини — очень образованный человек, и это приятно. Он с лёгкостью жонглирует терминами, относящимися к социологии и философии светской, и речь его кажется более живой и естественной, чем речь его собеседника — впрочем, это может быть из-за перевода. Но эрудированность и открытость вовсе не мешает кардиналу ответить на вопрос «почему женщины не священницы» элегантным и завуалированным «а вот так вот». Подозреваю, что это был не юмор, конечно, но хочется его тут придумать.

В целом, оба они симпатии моей не вызвали. Когда мужчины начинают обсуждать право на аборты, симпатия моя выключается сразу же. Интересно, а если бы рожали они, как бы тогда велась дискуссия?
Да и к тому же, очень много «дипломатии»: синьоры не дают однозначных ответов, пользуются округлыми формулировками и раскланиваются друг перед другом. К тому же, читателя надурили: неверием тут и не пахнет!

Единственное, что понравилось, это рассуждение об общей семантике, хотя и не доведённое до конца. Действительно, «что такое хорошо и что такое плохо» — это часть культуры. Мораль — социальное образование, и мораль светская вполне может совпадать с церковной не потому, что у них общий корень (как утверждает синьор Эко), а потому что везде — люди, веруют они или нет.