Больше рецензий

12 января 2024 г. 22:05

236

5 Ульям Стайрон "Выбор Софи". Книга, которая учит состраданию, а не осуждению.

Идеальная рецензия на роман Уильяма Стайрона “Выбор Софи” выглядит именно так – книга, которая учит состраданию, а не осуждению. И все остальные слова излишни.
Но отказать себе в удовольствии зафиксировать свои впечатления от прочтения книги я, конечно, не могу:

1. Это американский роман, написанный американским автором про Америку. Даже не смотря на то, что добрую половину книги мы проводим в Восточной Европе, перемещаясь по Польше вслед за трагической судьбой Софи Завистовской, главной героиней романа. Историю свою Софи рассказывает не читателю напрямую, а доверяет ее 22-х летнему парнишке, который мечтает стать писателем и для этого приезжает в Нью-Йорк из небольшого южного города. Зовут его Язвина Стинго (не спрашивайте). Уильям Стайрон собственной персоной, между прочим. Но это, впрочем, здесь не так важно. Язвина страстно хочет: а) написать заметный роман б) женщину. И то, и другое у него случится позже. Но сейчас он переехал в новый дом, стыдно розового цвета, что в еврейском квартале Бруклина. Практически с порога его засасывает в водоворот страстей новых соседей – влюбленной пары, польки Софи и американского еврея Натана.
2. Это американский роман, который исследует жуткое наследие, похмелье нескольких столетий рабства в США, не прошедшее окончательно и до наших дней. А уж что говорить о 1948 годе, когда Язвина, уроженец Юга, этого рассадника расизма, приезжает на Север, в Нью-Йорк. История его семьи, история его родных мест тяжелым бременем лежит на молодых плечах, заставляя постоянно испытывать чувство вины. Язвине предстоит свои переживания переосмыслить через исповедь Софи, невероятной красоты девушки, у которой на руке “горит” отметка узницы Освенцима. И здесь не обойдется без вопросов, на которые искали ответы в Нюрнберге, ахнув от банальности зла. Болезненным осознанием придет загадочная особенность времени существовать для всех одинаково, но при этом иметь разную коннотацию – быть одновременно “добрым” и “бесчеловечным” в разных уголках земного шара. Так и то, что у родного для Язвины американского Юга и Польши было кое-что общее – расовая проблема, которая годами “отравляла” людей этих красивейших мест.
3. Это американский роман, глубокий и сложный, в котором не все слои считываются сразу. Стайрон за руку ведет читателя по спирали, которая расположена в многомерной реальности. Причем старт начинается с внешнего большого круга, а в финальной ее точке, в этом малюсеньком завитке на нас смотрит Кьеркегор с библейской историей про Авраама и его сына Исаака. Именно в этом моменте Бог отворачивается и уходит от Софи, оставляя ее один на один со страшным своим выбором. Там же поместились Камю и Сартр, наблюдающие как в конце романа она решит главный на их взгляд вопрос философии. А ведь Софи попала именно туда, где экзистенциализм заявил, что “ад – это другие”. Она знает об этом как никто другой. Отец, Хесс, Натан. И здесь же автор пытается понять какое будущее ждет США с таким общим и постыдным для всех багажом XX века.
4. Это американский роман, который сводил меня с ума своим рваным повествованием из настоящего в прошлое и обратно. Он бесил меня своими отступлениями от главной сюжетной линии, которую автор знатно разбавил литрами пива и юношеским вожделением.
5. Да, и про сострадание. Что такое выбор Софи? Это выбор без выбора. Это кажущаяся свобода в принятии решения, у которой нет на самом деле реальных альтернатив. Здесь любой вариант ведет к проигрышу. А в такой ситуации нет места осуждению, есть только сочувствие и огромное облегчение от осознания, что это не ты стоишь на железнодорожной платформе, парализованная страхом, вцепившись похолодевшими в секунду пальцами в своих детей.

Как бы не было тяжело при прочтении, роман "Выбор Софи" нужен и важен. Только через страшно и плохо, надо в него занырнуть глубже, чтобы пристальнее всмотреться в смысл такой зыбкой материи, как цена человеческой жизни. Жаль, что актуально на все времена.